НЕСЕТ ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ ДИАГНОЗ?

Медицинский диагноз – это формула врачебного умозаключения о состоянии здоровья обследуемого, об имеющейся болезни (травме) или о причине смерти, выраженная в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезней. 

Требования к формулировке диагнозов и оформления истории болезни базируются на принципах медицинской информатики и требованиях "Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятого пересмотра (МКБ-10)", введенной в РФ в 1998 году. 

Некорректная формулировка диагноза – это почти то же самое, что и его отсутствие, так как это не позволяет дать оценку адекватности проводимой терапии. В клинически сложных случаях в стационарной карте пациента должно быть приведено обоснование диагноза, подписанное лечащим врачом и руководителем структурного подразделения. 

АББРЕВИАТУРЫ ДИАГНОЗА

Современное законодательство в сфере охраны здоровья не предусматривает использование аббревиатур диагнозов, так как отсутствует федеральный нормативный акт, утверждающий данное положение. 

Зачастую страховые компании производят удержания за использование в карте пациента сокращений типа ИБС (ишемическая болезнь сердца), ПИКС (постинфарктный кардиосклероз). Хотя в Разделе 4 "Дефекты оформления первичной медицинской документации в медицинской организации" Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи или ее уменьшения, утвержденного Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, в котором приведены практически все дефекты и ошибки в оформлении медицинской документации, такое нарушение, как применение сокращений в диагнозе, отсутствует. Следовательно, в качестве основания для отказа в оплате медицинской помощи или ее уменьшения данный довод использоваться не может. 

Внесение каких-либо сокращений в медицинскую документацию не допускается всего в двух случаях: заполнение документов бюро судебно-медицинской экспертизы (речь идет конкретно о заключении эксперта); составление Акта судебно-медицинского исследования трупа. Все выявленные при проведении вскрытия изменения (патологии, травмы, нормальное состояние тканей и органов и т.д.) должно быть максимально подробно описано в документации. Подробное описание нельзя заменять диагнозами ("входное пулевое отверстие", "гангрена", "абсцесс" и д.р.), также не допускается употреблять понятия типа "норма", "без особенностей". 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВИНА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА?

Неверный диагноз может полностью разрушить жизнь человека. Однако в том случае, если дело все же дошло до суда, возникает закономерный вопрос: в чем заключается вина медицинского учреждения и кто должен понести наказание?

Такой вопрос не встает в том случае, если больной пожаловался на некачественное оказание медицинской помощи. Ведь она уже была оказана, а действия врача могут быть подвергнуты оценке коллег, экспертной комиссии, суда или контролирующих органов. Но как быть, если врач поставил неверный диагноз, который впоследствии не подтвердился? Являются ли обоснованными исковые требования пациентов о возмещении морального ущерба, который, с их слов, был им причинен сообщением о "страшном" недуге? 

Для того, чтобы получить ответы на все эти вопросы, необходимо разделить понятия "диагноз", "медицинская помощь", "медицинская услуга" и "медицинское вмешательство". Из Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что диагноз устанавливается исключительно лечащим врачом. В него входит информация об основном заболевании или состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях. Основой для постановки диагноза являются данные всестороннего обследования пациента. 

Медицинская помощь, исходя из вышеупомянутого закона – это комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления и поддержания здоровья. Медицинская помощь включает в себя медицинские услуги – комплекс вмешательств, направленных на диагностику, лечение, профилактику заболевания и реабилитацию. Медицинское вмешательство – это виды обследований и манипуляций, выполняемых медицинским работником и направленных на пациента. Вмешательства затрагивают физическое или психическое состояние больного и имеют исследовательскую, диагностическую, лечебную, профилактическую или реабилитационную направленность. 

Таким образом, становится понятно, что медицинская помощь включает в себя, в числе прочих мероприятий, и установление диагноза, который формулируется на основании результатов медицинских вмешательств, направленных на диагностику заболевания. Именно поэтому диагноз – составная часть медицинской помощи. 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ ДИАГНОЗА 

Согласно ч. 2 ст. 98 Федерального закона №323-ФЗ, медицинские организации несут ответственность за нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, а также за причинение вреда их здоровью.

Ответственность медицинской организации наступает в том случае, если неправильный диагноз повлек за собой некорректное лечение, результатом которого стал вред здоровью или смерть пациента. Сценарий в этом случае прост и понятен – скорее всего, родственники обратятся с иском в суд, который назначит экспертизу и установит причинно-следственную связь между действиями лечащего врача и наступившим летальным исходом. В этом случае иск будет удовлетворен и лечебному учреждению придется возместить причиненный вред. 

Однако более интересен сценарий, когда врач устанавливает диагноз, который впоследствии не подтверждается. Лечение по неправильному диагнозу не проводится, следовательно, вред здоровью пациента исключен. И даже если состояние пациента ухудшилось, медицинское вмешательство, коим и является постановка некорректного диагноза, не находится в причинно-следственной связи с данным явлением. Однако значит ли это, что у суда нет оснований привлечь руководство медицинского учреждения к ответственности? 

Выше уже было сказано о том, что медицинская организация несет ответственность за нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья. В пункте 5 части 5 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ указано, что пациент имеет право получить полную и достоверную информацию о состоянии своего здоровья в доступной форме. Это касается информации о результатах проеденного обследования, наличии заболевания, окончательном диагнозе и его прогнозе. Следовательно, если врач установил неправильный диагноз и сообщил о нем больному, он предоставил ему ложную информацию о состоянии его здоровья. А это, в свою очередь, означает, что лечебное учреждение исполнило свои обязанности ненадлежащим образом и должно нести ответственность. 

Но диагноз не всегда является следствием медицинского вмешательства. Он может основываться на данных, предоставленных самим пациентом – например, на результатах анализов, полученных в других клиниках. В этом случае неверный диагноз, поставленный врачом, не является следствием медицинского вмешательства, и, если толковать нормы, указанные в части 2 статьи 98 Федерального закона №323-ФЗ, буквально, то возмещение морального вреда невозможно. 

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ 

Моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину по факту рождения или по закону нематериальные блага или нарушающими его личные имущественные либо неимущественные права (Постановление Пленума Верховного суда РФ №10 от 20.12.1994). Нематериальные блага – это, в том числе, жизнь и здоровье. Моральный ущерб, причиненный гражданину действиями, причиняющими вред его здоровью и жизни, подлежит компенсации. 

Какова позиция судей? Рассмотрим конкретный пример. На приеме врач сообщил пациентке об обнаружении у нее неизлечимого заболевания, уточнив при этом, что ошибка исключена. Результаты анализов и направления к другим специалистам и на повторный анализ крови были вклеены в амбулаторную карту больной. От известия у больной поднялось давление, она перестала есть и спать ночами, сильно нервничала. В результате ее общее самочувствие ухудшилось, появились сильные боли в области печени и поджелудочной железы. Однако позже заболевание не подтвердилось. Пациентка подала в суд иск о компенсации морального ущерба. Ответчик иск не признал и указал, что имелось подозрение на серьезное заболевание. Суд признал вину лечебного учреждения и постановил взыскать с него компенсацию морального вреда. Утверждения ответчика, что ухудшение состояния пациентки не связано с сообщением о болезни, не повлекли за собой отмену решения. 

Данное решение необычно для отечественной судебной практики. Суды обеих инстанций сошлись во мнениях о том, что постановка неправильного диагноза – это ненадлежащим образом оказанная медицинская помощь. А она сама по себе уже является основанием для выплаты компенсации. 

Ошибка в диагнозе может дорого стоить медицинской организации. Поэтому лечащему врачу целесообразнее лишний раз перестраховаться, поставить под сомнение любой "страшный" диагноз и провести дополнительные обследования, а об их результатах сообщить пациенту с соблюдением всех норм этики и деонтологии.

Полезные ресурсы

© 2024 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»