Оказание медицинской помощи школьникам. Часть 2: законодательные требования к отделению медицинской помощи для обучающихся

Ранее в статье «Оказание медицинской помощи школьникам. Часть 1: медицинская помощь на территории образовательных организаций для несовершеннолетних» мы рассмотрели правовые требования к помещениям, оснащению и организации деятельности медицинских блоков, расположенных на территории медицинских организаций.
Тем не менее, следует отметить, что упомянутые медицинские блоки являются лишь частью отделения медицинской помощи обучающимся (просто находящимся территориально в помещениях образовательной организации). В сегодняшней статье мы рассмотрим законодательные требования к отделению медицинской помощи для обучающихся в целом.
Порядок деятельности отделения медицинской помощи
Теперь рассмотрим требования, предъявляемые к деятельности отделения медицинской помощи обучающимся.
Приложением № 1 к Порядку утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В соответствии с данным Положением, отделение организации медицинской помощи обучающимся является структурным подразделением медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, и оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы. Это значит, что, являясь подразделением медицинской организации, отделение организации медицинской помощи обучающимся подчиняется правилам и распоряжениям медицинской организации.
Целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.
Рекомендуемая структура отделения включает:
- кабинет заведующего отделением;
- кабинет старшей медицинской сестры отделения;
- кабинет врачей по гигиене детей и подростков.
При оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, в структуре также рекомендуется предусмотреть кабинеты врачей-специалистов и иные кабинеты согласно порядкам оказания медицинской помощи соответствующего вида, профиля. Нужно отметить, что на практике такие структурные элементы отделений медицинской помощи обучающимся встречаются редко. Особенно в небольших городах, где наблюдается серьезный дефицит медицинских работников.
Еще одним важным элементом структуры отделения является медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Он состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
В процессе деятельности отделение медицинской помощи обучающимся взаимодействует с образовательной организацией, медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.
Положение также регламентирует полномочия отделения. Не будем перечислять все (с полным перечнем можно ознакомиться в пункте 12 Приложения № 1 к Порядку), обозначим ключевые:
- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
- направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
- организация и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;
- организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;
- организация профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
- организация проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;
- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.
Положение также предусматривает квалификационные требования к заведующему отделением медицинской помощи обучающимся. Им может быть назначен медицинский работник, отвечающий следующим требованиям:
- соответствие квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (Порядок содержит отсылку к утратившему в настоящее время Приказу Минздрава от 7 июля 2009 г. № 415н): высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия», профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности;
- наличие стажа работы по специальности «педиатрия» не менее 5 лет.
Штатная численность отделения медицинской помощи обучающимся
Штатная численность, согласно Приложению № 1 к Порядку, определяется с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности несовершеннолетних в образовательных организациях и устанавливается руководителем медицинской организации или образовательной организации, в составе которой оно создано.
Порядок определяет рекомендуемые штатные нормативы, которые закреплены в Приложении № 2:
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
Заведующий отделением — врач-педиатр |
1 на 10 должностей врачей-педиатров (фельдшеров) |
Врач-педиатр (фельдшер) |
1 на: 180 — 200 несовершеннолетних в детских яслях дошкольных образовательных организаций; 400 несовершеннолетних в детских садах дошкольных образовательных организаций; 1000 несовершеннолетних общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций |
Врач по гигиене детей и подростков |
1 на 2500 обучающихся во всех типах образовательных организациях |
Старшая медицинская сестра |
соответственно должностям заведующих отделениями |
Медицинская сестра (фельдшер) |
1 на: 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях; 100 — 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях |
Санитарка |
по количеству штатных единиц медицинских сестер |
Врач-психиатр детский |
1 на: 100 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов); 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных организациях |
Врач-оториноларинголог |
1 на: 100 несовершеннолетних с нарушением слуха в детских яслях; 200 несовершеннолетних с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с нарушением слуха в общеобразовательных организациях |
Врач-офтальмолог |
1 на: 200 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в общеобразовательных организациях; |
Врач-травматолог-ортопед |
1 на: 250 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях; 350 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях |
Врач-фтизиатр |
1 на 200 несовершеннолетних в санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах |
Врач-физиотерапевт |
1 на 400 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Врач по лечебной физкультуре |
1 на: 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в ясельных группах; 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях; 500 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях |
Медицинская сестра |
1 на: 25 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях; 150 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях; на каждую должность врача ортопеда-травматолога |
Медицинская сестра по массажу |
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки |
Инструктор по лечебной физкультуре |
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки |
В профессиональном сообществе часто можно встретить критику рекомендуемых штатных нормативов, поскольку они определяют очень высокую нагрузку для медицинских работников. Опять же, проблема особенно ярко выражена в небольших городах, где медицинские работники очень редко выполняют только одну функцию – обслуживание образовательных организаций. Как правило, их деятельность в образовательных организациях осуществляется помимо обычного приема пациентов и работы на участках.
Однако необходимо отметить, что Приложение № 2 содержит примечание, согласно которому для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники (отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.
Порядок содержит также Приложения №№ 4, 5, 6, которые определяют порядок работы врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков и медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Рассмотрим эти приложения подробнее.
Положение о работе… |
Врача-педиатра (фельдшера) (Приложение № 4) |
Врача по гигиене детей и подростков (Приложение № 5) |
Медицинской сестры (фельдшера)(Приложение № 6) |
Квалификационные требования |
Должность врача-педиатра: — Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»; -без предъявления требований к стажу работы Должность фельдшера: Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело»; без предъявления требований к стажу работы. |
— Высшее образование — специалитет по специальности «Медико-профилактическое дело», подготовка в ординатуре по специальности «Гигиена детей и подростков»; — без предъявления требований к стажу работы |
Должность медицинской сестры: -Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии», — без предъявления требований к стажу работы. Должность фельдшера: Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело» — без предъявления требований к стажу работы. |
Рассмотрим отдельные полномочия этих медицинских работников.
Врач-педиатр (фельдшер) может оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний.
Медицинская сестра (фельдшер) может оказывать обучающимся доврачебную первичную медико-санитарную помощь в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний.
Врач-педиатр (фельдшер) осуществляет организацию и проведение совместно с врачом по гигиене детей и подростков противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся; профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся.
Врач по гигиене детей и подростков участвует в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях; планирует мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних.
Разделом «Медицинское сопровождение общеобразовательного процесса» Методических рекомендаций Минкомсвязи предусмотрено, что в соответствии с локальными актами общеобразовательной организации медицинский персонал проверяет соответствие состояния помещений общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим требованиям, осуществляют оздоровительно-профилактическую работу, определяют степень физической нагрузки для часто и длительно болеющих детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости обучающихся, результаты которых должны быть рассмотрены на педагогическом совете.
Необходимо также отдельно отметить, что в 2020 году Приказом Минтруда России от 31.07.2020 № 481н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях».
Начало действия документа – сентябрь 2020 года.
Рассмотрим отдельные положения этого документа.
Основной целью деятельности в рамках настоящего профстандарта является оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся.
Можно сказать, что данный профстандарт должен стать своеобразным решением проблемы ежегодного ухудшения качества медицинской помощи в образовательных организациях и нехватки медицинских кадров. Профстандарт вводит новую должность — бакалавр школьной медицины. Фактически, речь идет о должности медицинской сестры с высшим образованием.
Так, согласно профстандарту, возможным наименованием должности такого специалиста является «медицинская сестра — специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся». Предъявляются следующие требования к квалификации:
- высшее образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело»
- дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
Особые условия допуска к работе:
- наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по специальности (направлению подготовки) «Сестринское дело (бакалавриат)»
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
- отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью.
Среди многочисленных трудовых действий, выделим следующие:
- Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, туберкулеза;
- Проведение скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся;
- Организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в условиях образовательной организации с привлечением медицинских работников центров здоровья, центров медицинской профилактики на основе индивидуальных планов профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой;
- Организация и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
- Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- Организация деятельности специалистов со средним медицинским образованием, находящихся в подчинении;
- Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;
- Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в неотложной форме;
- Вызов бригады скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию обучающегося, нуждающегося в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
- Получение информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на оказание медицинской помощи в неотложной форме;
- Проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации;
- Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме.
То есть фактически, специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях должен в будущем заменить функционал медицинских работников, предусмотренных Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Более того, разработка данного профстандарта проходит в рамках масштабного реформирования школьной медицины, предусмотренного программой Десятилетия детства в 2021 году. В рамках программы должен быть разработан новый стандарт школьных медкабинетов и школьных аптечек. На данный момент подготовкой таких специалистов занимаются всего два вуза в стране.
Заключение
К сожалению, система медицинской помощи в образовательных организациях уже много лет является кризисной. Проблемы этой отрасли связаны с недостатком средств в образовательных организациях и отсутствием достаточного количества медицинских работников.
Эти очевидные системные проблемы, увы, не являются аргументом в споре с органами прокуратуры, проверяющими реализацию законных прав обучающихся, и Рособрнадзором, также контролирующим корректность деятельности образовательных организаций.
Поэтому организация деятельности медицинских блоков в образовательных организациях должна сопровождаться экспертизой опытных юристов, способных корректно выстроить работу медицинского блока с точки зрения действующего законодательства, подготовить необходимые локальные акты и обеспечить отсутствие претензий со стороны контролирующих органов в случае проверки.