Подать жалобу на врача

Чтобы отстоять свои права, в первую очередь, необходимо знать, как это делается. Дело в том, законодательство предоставляет гражданам (посетителям, пациентам и их родственникам) достаточно обширный инструментарий действий для отстаивания своих прав. Правда, для этого нужно понимать, в каких случаях гражданин имеет право жаловаться.

Дело в том, что звание врача или медицинского работника предъявляет к человеку достаточно серьезные морально-этические требования. Доктор обязан не только лечить, но и относиться к пациенту и его родственникам корректно и уважительно, не допуская хамского, аморального или неэтичного поведения.

Более того, в процессе лечения или профилактики заболеваний, медицинский работник обязан сохранять врачебную тайну и нести ответственность за свои профессиональные действия.

Среди самых частых причин написания жалоб на медицинский персонал, можно выделить следующие причины и основания:

- Отказ в приеме, неоказание или несвоевременное оказание медицинской помощи больному человеку;

- Постановка неверного диагноза, особенно если это привело к неоправданным затратам денежных средств или ущербу для здоровья;

- Невнимательное, халатное или непрофессиональное отношение к своим служебным обязанностям;

- Хамское, аморальное или некорректное поведение медицинского работника;

- Необоснованное завышение стоимости медицинских услуг;

- Оперативное вмешательство специалиста, приведшее к негативным последствиям для пациента (резкое ухудшение здоровья или несчастный случай).

Куда подается жалоба на действия медицинских работников?

Чаще всего у граждан возникает вопрос о том, куда подавать жалобу на действия медицинских работников. Однако, никакой сложности в этом нет. Существует несколько инстанций, куда гражданин имеет право подать заявление о нарушении своих прав и интересов. Стоит сразу отметить, что не нужно тратить силы и сразу писать письмо министру здравоохранения, президенту или секретарю ООН. Чаще всего проблему или конфликт удается разрешить в стенах медицинского учреждения. Обычно, первым к кому можно и нужно обратиться является заведующий отделением, где произошел инцидент. Чаще всего он разбирается в ситуации и оперативно улаживает конфликтную ситуацию. Однако, если он не может или не желает решать проблему, необходимо обращаться к главному врачу медицинского учреждения.

Если заведующий и главврач не пожелали решать проблему, то гражданин может писать жалобы в другие инстанции, а именно в отделы здравоохранения. Начать можно с районного, потом переключиться на городской или областной. Обычно жалобы подаются на имя первых руководителей данных ведомств. Если гражданин в ответ на свои законные требования получает отписки или отказы, он может обратиться в федеральные органы здравоохранения (министерство), в прокуратуру или в судебную инстанцию. Однако, в данные структуры стоит писать, если проблема или инцидент были действительно серьезными. Более того, если выясниться, что у гражданина нет достаточных доказательств или он «приукрашивает» факты, то проблемы могут начаться уже у него. Прокуратура может привлечь его к административной или уголовной ответственности, а медицинское учреждение может подать встречный иск.

При этом, конечно же, нужно реально оценивать сложившуюся ситуацию. Нередко бывают ситуации, когда медицинские работники были правы в своих действиях, а человек просто «качает права из вредности». В таких случаях, гражданин вряд ли что-то добьется, а лишь потеряет много времени и сил. При наступлении конфликтной ситуации с медицинским учреждением, человеку желательно проконсультироваться у юриста, чтобы прояснить юридическую сущность вопроса, понять меру ответственности медперсонала и последствия разбирательства.

Как подать жалобу в инстанцию?

После того, как гражданин подготовил жалобу и решил, в какую инстанцию он ее подаст, необходимо уточнить, каким образом произойдет доставка документа. Передать бумагу можно несколькими способами. А именно:

- Лично завезти документ в приемную или канцелярию соответствующей инстанции. Там должны поставить отметку о том, что письмо было принято.

- Можно воспользоваться услугами почты. Для этого необходимо воспользоваться услугой отправки заказного письма с вручением под расписку. Даже в этом случае необходимо оставить у себя квитанцию об отправке, чтобы в инстанции не могли сослаться на то, что не получали документ;

- Если разбирательство касается серьезного конфликта или значительного проступка медицинского работника, то гражданин может оставить сообщение на сайте Министерства здравоохранения для дальнейшего разбирательства;

- Также можно отправить электронное письмо на почту медицинского учреждения или других инстанций. Однако, важно понимать, что если в получатели будут настаивать на том, что не видели сообщение, то доказать факт доставки такого письма будет проблематично.

Также, обязательно нужно будет подготовить жалобу в двух (и более) экземплярах, оставив себе копию. Так, например, при личной доставке бумаги в инстанцию, попросите проштамповать оба экземпляра жалобы. Один оставьте в канцелярии или у секретаря, а второй заберите себе.

Как составляется жалоба на действия медицинского работника?

В первую очередь необходимо правильно составить жалобу. Обычно в правом верхнем углу письма указывается наименование инстанции, в которую это послание отправляется. Там же нужно прописать адрес организации. Сама жалоба пишется на имя руководителя. Там же нужно уточнить личные и контактные данные заявителя (ФИО, адрес, номер телефона и адрес электронной почты). Далее по центру пишется название документа – жалоба.

В теле письма необходимо подробно, лаконично и без лишних эмоций описать обстоятельства конфликта или проблемы, с которой столкнулся гражданин в медицинском учреждении. Важно указать личные данные медицинского работника, его специализацию и дату, когда произошел инцидент. Важно не забыть написать место, где произошел конфликт – номер и название медицинского учреждения, отделение, кабинет и другое.

Кроме того, желательно все действия (или бездействие) медработников прокомментировать с отсылками на Конституцию и положения действующего российского законодательства. То есть, в идеале в тексте должны быть перечислены конкретные неправомерные действия медицинского работника с отсылками на соответствующие статьи законодательства.

Также, нет смысла обвинять в неправомерных действиях всю больницу или систему здравоохранения. В документе необходимо сконцентрироваться на действиях врача, допустившего нарушение прав гражданина.

В жалобе гражданин имеет права потребовать наказания медицинского работника, возмещения ущерба, извинений, повторного лечения и другое. Конечно же, все требования заявителя должны соотноситься с положениями нормами законодательства, нанесенным ущербом, а также должны быть разумными. Проще говоря, требования гражданина должны быть примерно равнозначными с причиненным ему ущербом. Гражданин конечно может потребовать компенсацию морального ущерба в миллион рублей за грубость медсестры, но вряд ли его просьбы будут удовлетворены.

Основные права на получение медицинского обслуживания и помощи содержатся статье №41 Конституции РФ. Кроме того, если нарушение медицинского работника было достаточно серьезным и привело к тяжелым последствиям (потеря здоровья или летальный исход), то человеку или его родственникам необходимо будет обратиться к положениям и нормам Уголовного кодекса, а также сделать отсылки на него.

Так, например, ст.118 предусматривает ответственность за причинение ущерба здоровью пациента по неосторожности медицинского работника. В ст.236 прописано наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических норм. В ст.293 предусмотрена ответственность за халатность. При утаивании информации о состоянии здоровья пациента необходимо ссылаться на ст.237.

При этом, при написании жалобы, гражданин может ссылаться на одну или несколько статей из Уголовного кодекса, в зависимости от обстоятельств нарушения его прав. Конечно, каждый человек может самостоятельно изучить законодательство и написать соответствующую жалобу. Впрочем, никогда не помешает в таких ситуация проконсультироваться с юристом или адвокатом.

Как подтвердить информацию, изложенную в жалобе?

Более того, к жалобе (особенно, если она направляется в органы прокуратуры или судебную инстанцию) по возможности необходимо приложить пакет доказательств, а именно:

- Медицинская карта, направление на процедуры, рецепт с перечислением медикаментов или другие бумажные подтверждения врачебной ошибки или других противоправных действий медицинского работника;

- Финансовые документы, подтверждающие оплату лечебных услуг в медицинском заведении или покупку медикаментов, согласно рецепту;

- Дополнительные анализы или результаты экспертизы, свидетельствующие о неправильном диагнозе или лечении;

- Аудио- и видеофайлы, а также фотоматериалы, которые подтверждают факты некорректного, халатного или невнимательного отношения врачей к своим профессиональным обязанностям;

- Показания свидетелей или социалистов, которые могут подтвердить информацию, изложенную в жалобе.

Какая ответственность грозит медицинскому работнику?

В зависимости от тяжести нарушения медицинского работника, ему может грозить как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. А именно:

- При гражданско-правовой ответственности медицинский работник будет обязан возместить последствия своих действий. Если был нанесен вред здоровью человека, то врач должен будет оплатить лечение, профессиональный уход и компенсацию морального вреда. Более того, медработник может быть лишен премии и категории, переведен с понижением на другую должность и другое.

- Если здоровью человека был нанесен серьезный или непоправимый ущерб, а также при наступлении летального исхода по вине медицинского работника, врачу грозит уголовная ответственность и реальный тюремный срок.

Полезные ресурсы

© 2020 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»