Законодательные требования к обращению медицинских отходов классов «б» и «в»

Проблемы, связанные с процессом обращения медицинских отходов с каждым годом все больше и больше актуализируются, но несмотря на это, определенности в данных вопросах, к сожалению, так и не появляется. Деятельность современных медицинских организаций (далее — МО) влечет за собой образование огромного количества отходов (только на территории России этот показатель достигает 1 миллиона тонн в год), и часть этих отходов представляет собой реальную угрозу населению и окружающей среде. Данная проблема еще больше усугубилась в свете распространения коронавирусной инфекции COVID-19, которая повлекла за собой резкое увеличение опасных медицинских отходов в несколько раз. Особенно удручает тот факт, что из-за дефицита полигонов для складирования и утилизации отходов промышленности и потребления, их зачастую размещают на нелегальных свалках и нередко на таких свалочных пространствах размещаются и неутилизированные медицинские отходы.

Нормы российского законодательства, в частности п. 1 ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», определяют медицинские отходы как любые виды отходов, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические.

Из самого понятия медицинских отходов, уже становится понятным, почему законодатель выделил данные виды отходов в отдельную группу. Причина этого кроется в повышенном риске и тех угрозах, которые представляют собой медицинские отходы в силу их токсичности, патогенности, вероятности того, что они могут служить источником распространения различных инфекций и иных рисках. Другими словами, неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения и население риску заражения инфекциями. Как бы пафосно это не звучало, но ответственность за безопасное и благополучное существование нынешнего и последующего поколений, лежит в значительной степени на руководителях МО. В настоящее время в РФ деятельность по обращению с отходами производства и потребления регламентируется множеством нормативно-правовых актов и для обеспечения безопасной эпидемиологической обстановки каждая МО обязано собирать, хранить, обеззараживать отходы в соответствии с установленными правилами.

Не меньшая степень ответственности за вред, наносимый человечеству медицинскими отходами, лежит на законодателях и государстве в целом, которые обязаны урегулировать все вопросы по обращению данного опасного вида отходов, включая процесс утилизации, при этом не ограничиваясь только формальными изменениями, но и обеспечить всеми силами должное исполнение всех установленных требований. Пока же в нашей российской действительности в вопросе правового регулирования процесса переработки и утилизации медицинских отходов, а также в вопросе организации самой утилизации дела обстоят весьма и весьма проблематично. До сих пор не решён вопрос каким способом должны утилизироваться медицинские отходы в целом, допустимо ли в целях экологической безопасности захоронение или переработка их для вторичного использования или такие отходы должны безусловно утилизироваться методами безотходного уничтожения (например, термического). Немаловажной проблемой является и финансовая составляющая процесса обращения с медицинскими отходами.

Классификация медицинских отходов

Основным нормативно-правовым актом в сфере обращения отходов МО являются Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (вместе с «СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 №163 (далее СанПиН 2.1.7.2790-100). Нормы указанного СанПиНа устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее — медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Забегая вперед, хочется отметить, что нормы СанПиНа 2.1.7.2790-10 не устанавливают требования, согласно которым медицинские отходы утилизируются, следствием чего является растущая угроза эпидемиологического и экологического характера.

Общепринятым считается, что любые виды отходов, образующиеся в результате деятельности той или иной МО, представляют собой опасность для здоровья людей и окружающей среды. Но при этом эти отходы по степени своей опасности очень разнообразны и не все их них несут в себе угрозу для населения и природной среды. Для того, чтобы понимать степень опасности медицинских отходов и установить требования по обращению с ними в зависимости от их уровня опасности СанПиНом 2.1.7.2790-10 установлена классификация таких отходов. Класс опасности отходов определялся на основе токсикологических, санитарно-гигиенических и физико-химических исследований. Так, согласно, п.2.1. раздела II СанПина 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

Класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.

Класс Б — эпидемиологически опасные отходы.

Класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Класс Г — токсикологически опасные отходы 1 — 4 классов опасности.

Класс Д — радиоактивные отходы.

Для удобного понимания критериев отнесения медицинским отходов к тому или иному классу опасности в указанном пункте СанПина 2.1.7.2790-10 приведена таблица 1, в которой обозначены данные классы опасности медицинских отходов с описанием их морфологического состава.

Из всех установленных классов опасности медицинских отходов наименее опасными являются медицинские отходы класса «А», которые включают в себя отходы, не имевшие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Состав этих отходов во многом идентичен обычным отходам потребления. Это могут быть, например, канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и т.д. К этому классу законодателем также отнесены пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

К медицинским отходам класса «Б» относятся отходы, которые несут в себе эпидемиологическую опасность в силу того, что имели контакт с различными инфекциями или если предполагается, что такие отходы могут нести риск распространения инфекции. Сюда относятся:

  • инфицированные и потенциально инфицированные отходы;
  • материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями;
  • патологоанатомические отходы;
  • органические операционные отходы (органы, ткани и т.д.);
  • пищевые отходы из инфекционных отделений;
  • отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности;
  • биологические отходы вивариев;
  • живые вакцины, непригодные к использованию.

К отходам класса «В» относятся материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории, а также отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 — 2 групп патогенности.

Токсикологически опасные медицинские отходы класса «Г» состоят из лекарственных (в том числе цитостатики), диагностических, дезинфицирующих средств, не подлежащих использованию, ртутьсодержащих предметов, приборов и оборудования, а также отходов сырья и продукции фармацевтических производств, отходов от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

К медицинским отходам класса «Д» законодатель отнес все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности, т.е. отходы класса «Д» – это радиоактивные отходы, в связи с чем они представляют наибольшую угрозу для окружающей среды и благополучия людей.

Организуемая на территории той или иной МО система сбора, временного хранения и транспортирования отходов должна состоять из следующих звеньев:

  • сбор отходов внутри МО,
  • перегрузка отходов в межкорпусные контейнеры;
  • временное хранение отходов на территории МО;
  • транспортирование межкорпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов.

В зависимости от класса опасности к обращению с медицинскими отходами предъявляются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешивание отходов различных классов опасности на всех стадиях их сбора, хранения, транспортирования недопустимо. Исключение установлены нормами п.2.2. раздела II СанПиНа 2.1.7.2790-10, которые позволяют отходы классов «Б» и «В» накапливать, временно хранить, транспортировать, уничтожать и захоранивать совместно с отходами класса «А». Для этого необходимо выполнить установленное СанПиНом 2.1.7.2790-10 условие, в частности, произвести аппаратный способ обеззараживания отходов класса «Б» и «В» с применением физических методов и изменения их внешнего вида, исключающих возможность их повторного применения. При этом упаковка обеззараженных медицинских отходов классов «Б» и «В» должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

Руководители всех без исключения МО должны разрабатывать и утверждать схему сбора и утилизации медицинских отходов всех классов опасности, в которой будут определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Такая схема должна содержать информацию о потребности расходных материалов, сведения о помещении, где будут храниться медицинские расходы, краткое описание порядка сбора и первичной дезинфекционной обработки медицинских отходов, информацию о имеющихся договорах со специализированными организациями, оказывающими на основании соответствующей лицензии услуги по сбору и транспортировке медицинских отходов класса «Б» и «В» к месту утилизации и другая необходимая информация. Также в указанную схему включается инструкция по обращению с отходами (для специалиста, ответственного за сбор и утилизацию отходов), инструкция для медицинского и обслуживающего персонала подразделений учреждения по сбору и первичной дезинфекции медицинских отходов.

Обращение с отходами класса «Б»

В СанПиНе 2.1.7.2790-10 установлены как общие требования по обращению с отходами любого класса, так и требования по обращению непосредственно с отходами класса «Б». Требования к обращению с отходами класса «Б» закреплены в пунктах 4.10. -4.19 СанПиНа 2.1.7.2790-10.

Основополагающим требованием в обращении с данным видом отходов является обязанность по их обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию (далее дезинфекция), при этом обеззараживание отходов, как и обеззараживание вообще, согласно СП 3.5.1378-03 и подпункту 2.2.23 ГОСТ Р 56994-2016 – это умерщвление или удаление на (в) объектах внешней среды патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Обеззараживание медицинских отходов осуществляется с целью предотвращения распространения возбудителей инфекционных и паразитарных болезней в окружающей среде, то есть прерывания путей передачи эпидемического процесса, что называется дезинфекцией. МО вправе определить и закрепить в своей схеме обращения с медицинскими отходами каким методом будет производится дезинфекция. На практике нередко случается так, что МО не имеет участка для дезинфекции отходов класса «Б», в таком случае МО может предусмотреть в своей схеме обращения с отходами дезинфекцию персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.

Что касается процесса осуществления дезинфекционных мероприятий, то здесь необходимо обратиться снова к ГОСТу Р 56994-2016, который в подпункте 2.1.4 устанавливает возможность ее осуществления в самой МО в рамках производства медицинской деятельности. Дезинфекция может выступать и как самостоятельный вид услуг, предоставляемый сторонней организацией, не связанной с медицинской деятельностью. В настоящее время работы по дезинфекции, выполняемые при оказании медицинской помощи, входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и подлежат обязательному лицензированию на территории РФ. Если дезинфекционная деятельность осуществляется какой-то сторонней организацией, профиль деятельности которой не сопряжен с оказанием медицинских услуг, то для такой организации получение лицензии не нужно. Таким образом, согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 №291 обеззараживание медицинских отходов классов «Б» и «В» на территории МО является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии МО как заявитель должна иметь соответствующие для этого помещения, а также необходимую медицинскую технику и медицинские изделия.

В соответствии с установленными санитарными требованиями, включая СанПиН 2.1.7.2790-10 и СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 №4, отходы класса «Б», образующиеся в МО неинфекционного профиля и в лабораториях при работе с микроорганизмами III–IV групп патогенности, могут обеззараживаться на / вне территории МО, а могут вообще не обеззараживаться, а обезвреживаться методом высокотемпературного сжигания без предварительной дезинфекции.

Пункт 4.11. СанПиНа 2.1.7.2790-10 обязывает МО собирать отходы класса «Б» в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку, при этом выбор упаковки зависит от морфологического состава самих отходов. Например, для сбора острых отходов класса «Б» должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), сама емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. Если необходимо произвести сбор органических, жидких отходов класса «Б» необходимо использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышками (контейнеры), обеспечивающими их герметизацию и исключающими возможность самопроизвольного вскрытия.

В случае применения в МО аппаратных методов обеззараживания на рабочих местах допускается сбор отходов класса «Б» в общие емкости (контейнеры, пакеты): использованных шприцев в неразобранном виде с предварительным отделением игл (для отделения игл необходимо использовать иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели), перчаток, перевязочного материала и так далее.

Также, как и для отходов класса «А», сбор отходов класса «Б» производится в мягкую упаковку (одноразовые пакеты, которые должны быть закреплены на специальных стойках-тележках или контейнерах). При заполнении такого пакета отходами не более, чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса «Б». Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Запрещается перемещение отходов класса «Б» за пределами подразделения в открытых емкостях. При окончательной упаковке отходов класса «Б» для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса «Б» маркируются надписью: «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.

Согласно требованиям п. 4.15 СанПиНа 2.1.7.2790-10 дезинфекция многоразовых емкостей для сбора отходов класса «Б» внутри организации производится ежедневно.

Для дезинфекции отходов физическим методом на территории МО организуется соответствующий участок с необходимым для дезинфекции оборудованием. Участок на территории (в здании) МО размещается в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 и СП 158.13330.2014 и оснащается установками (аппаратами) для дезинфекции и механической обработки. Конкретный вид установок зависит от выбранной для обеззараживания отходов технологии и мощности участка по объемам обеззараживания.

Согласно п.4.19 СанПиНа 2.1.7.2790-10 разрешается МО осуществлять перемещение необеззараженных медицинских отходов класса «Б», упакованных в специальные одноразовые емкости (контейнеры), из удаленных структурных подразделений (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты) и других мест оказания медицинской помощи в медицинскую организацию для обеспечения их последующего обеззараживания или обезвреживания.

Что касается транспортировки медицинских отходов класса «Б», пункт 4.16 СанПиНа 2.1.7.2790-10 устанавливает требования, чтобы данные отходы после их сбора, находясь в закрытых одноразовых емкостях (пакетах), помещались в контейнеры, которые далее перемещаются на участок по обращению с отходами или помещаются для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания или обезвреживания. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания. В данном случае важно также соблюдать требования запрета доступа посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов.

Отдельно в СанПиНе 2.1.7.2790-10 выделены требования в отношении патолого-анатомических и органических операционных отходов класса «Б» (органы, ткани и так далее), суть которых сводится к тому, что такие отходы подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища в соответствии с требованиями законодательства РФ, при этом обеззараживание таких отходов не требуется (п.4.18 СанПина 2.1.7.2790-10).

Обращение с отходами класса «В»

Действующие санитарно-эпидемиологические правила, в частности СанПиН 2.1.7.2790-10 и СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 №4, обязывают для отходов класса «В» (чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов), которые образуются в результате оказания медицинской помощи больным с инфекционными болезнями в МО инфекционного профиля, а также в лабораториях при работе с микроорганизмами I–II групп патогенности, обеззараживать их на территории МО.

Обеззараживаться отходы класса «В» должны только физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и др.). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. В этом состоит отличие от отходов класса «Б», которые обеззараживаются как химическим, так и физическим методом, при этом последний является предпочтительным.

Какой именно метод обеззараживания использует МО, должно быть отображено в схеме сбора и удаления медицинских отходов. Необеззараженные отходы класса «В» за пределы территории МО вывозить запрещено.

Пункт 4.22 СанПиНа 2.1.7.2790-10 указывает, что отходы класса «В» необходимо собирать в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Жидкие биологические отходы, использованные одноразовые колющие (режущие) инструменты и другие изделия медицинского назначения помещают в твердую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры). По аналогии со сбором отходов класса «Б» п. 4.24 СанПиНа 2.1.7.2790-10 определяет, что мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса «В» должна быть закреплена на специальных стойках (тележках) или контейнерах, и после ее заполнения не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, с соблюдением требований биологической безопасности завязывает пакет или закрывает с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса «В». Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса «В» за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.

При окончательной упаковке отходов класса «В» для удаления их из подразделения используются одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса «В», которые маркируются надписью: «Отходы. Класс В» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица. Далее отходы класса «В» также как и отходы класса «Б», подлежат помещению в закрытых одноразовых емкостях в специальные контейнеры и хранятся в помещении для временного хранения медицинских отходов.

После обеззараживания отходы классов «Б» и «В», подлежащие захоронению на полигонах, должны дополнительно подвергаться механической обработке для изменения внешнего вида (измельчение, спекание, отвердевание, инкапсулирование и т. п. вместе с упаковкой). Для этого на участке обеззараживания устанавливается соответствующее оборудование. Технически механическая обработка обеззараженных отходов классов «Б» и «В» может быть решена в виде единого аппаратного комплекса с дезинфекционным оборудованием или в виде отдельных устройств. Эффективность и качество обеззараживания достигаются лишь при ответственном соблюдении режимов дезинфекции, а также инструкций по работе с дезинфицирующими средствами и по эксплуатации дезинфицирующего оборудования. Современное высокотехнологичное оборудование физической дезинфекции отходов для обеспечения безопасности отходов после обеззараживания должно эксплуатироваться квалифицированным медицинским персоналом. Как уже ранее упоминалось, нормы п.2.2. раздела II СанПиНа 2.1.7.2790-10 позволяют накапливать, временно хранить, транспортировать, уничтожать и захоранивать отходы классов «Б» и «В» совместно с отходами класса А. Для этого необходимо выполнить установленное СанПиНом 2.1.7.2790-10 условие, в частности, произвести аппаратный способ обеззараживания отходов класса «Б» и «В» с применением физических методов и изменения их внешнего вида, исключающих возможность их повторного применения. При этом упаковка обеззараженных медицинских отходов классов «Б» и «В» должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

Нормы СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», утвержденных приказом Минстроя России от 18.02.2014 №58/пр обязывают в зданиях МО иметь блок помещений централизованного обеззараживания отходов, который помимо комнат персонала с рабочими местами, должен включать набор отдельных помещений для:

  • приема и накопления необеззараженных отходов;
  • обеззараживания отходов;
  • накопления обработанных отходов;
  • мойки, дезинфекции и временного хранения контейнеров (тележек);
  • склада расходных материалов;
  • санитарно-бытовых нужд (гардеробная, душевая, санузел, хранение уборочного инвентаря).

Проблемы правового регулирования процесса утилизации медицинских отходов КЛАССОВ «Б» И «В»

Процесс обращения с медицинскими отходами на сегодняшний день до конца не урегулирован на законодательном уровне, не говоря уже о том, что те аспекты, которые подробно урегулированы в СанПиНе 2.1.7.2790-10 нередко игнорируются МО или исполняются с большими нарушениями. Законодателем определенно и четко урегулированы правила обращения с медицинскими отходами, включая отходы класса «Б» и «В», но при этом на правовом уровне отсутствует регламентация процесса утилизации таких отходов. Более того, сами МО, как и надзорные органы, уполномоченные контролировать процесс утилизации медицинских отходов, а также компании, предоставляющие услуги по утилизации отходов не знают до конца каким образом должна оформляться и на практике осуществляться утилизация опасных классов медицинских отходов. Это, в свою очередь, влечёт за собой множество судебных споров и как результат — противоречию судебную практику.

Проблема в том, что в отношении различных отходов промышленности и потребления действуют нормы федерального законодательства, в частности, Федерального закона 89-ФЗ. Нормы данного закона определяют отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным ФЗ.

Каждая из стадий обращения с отходами четко регламентирована в федеральном законе №89-ФЗ. В законе содержатся в развернутом виде требования, предъявляемые к каждому этапу процесса обращения отходов, включая процесс утилизации. В то же время в законе есть норма, которая прямо указывает, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ (п.2 ФЗ-89), в связи чем нормы данного закона не применяются к процессу обращения медицинских отходов. Положения Федерального закона №89-ФЗ могут быть применимы только к отходам МО, которые не являются медицинскими (отходы потребления). По мнению Минприроды, если медицинские отходы после соответствующих обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, в отношении таких отходов возможно применение положений Федерального закона №89ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды (письмо Минприроды от 12.02.2015 г. №12-50/1025ОГ). Но данное мнение по сути своей не является императивной нормой и не всегда учитывается в разрешении судебных споров.

Так, например, интересен случай из судебной практики, который имел место еще в 2013 году. Одну из компаний, оказывающую услуги по вывозу и утилизации отходов, привлекла к административной ответственности природоохранная прокуратура после проведения проверки по соблюдению требований законодательства при обращении с медицинскими отходами. В ходе данной проверки был установлен факт осуществления деятельности по сбору и обезвреживанию опасных медицинских отходов класса «Б» с нарушением требований законодательства о лицензировании. А именно, для обращения с отходами компания имела лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, однако согласно приложению к данной лицензии медицинские отходы класса «Б» не были включены в перечень отходов и видов работ в составе лицензируемого вида деятельности по сбору и обезвреживанию отходов III-IV классов опасности.

Природоохранная прокуратура посчитала, что в нарушение лицензионных требований компания осуществляла обращение с отходами, не предусмотренными лицензией, в связи с чем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В свою очередь, компания не согласилась с таким постановлением и обжаловала его в суде первой инстанции на основании того, что вид деятельности по обращению с медицинскими отходами не является лицензируемым видом деятельности. Со своей стороны, прокуратура не согласилась с Определением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу. Правовая позиция суда апелляционной инстанции свелась к тому, что по сути своей прокуратура права, так как по аналогии права медицинские отходы являются опасными отходами.

В Постановлением от 27.06.2013 г. №08АП-4779/13 Апелляционный Арбитражный суд принял, что согласно ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит положений, позволяющих отнести медицинские отходы к какому-либо классу опасности, при этом СанПиН 2.1.7.2790-10 также не содержит таких положений. Между тем, по мнению Апелляционного Арбитражного суда само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что медицинские отходы не относятся к I, II, III или IV классу опасности. Так, в силу ст.1 Федерального закона №89-ФЗ документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе является паспорт отходов. Таким образом, по мнению суда, при отсутствии такого паспорта оснований для не отнесения отходов к I-IV классу опасности не имеется. Кроме того, суд сослался на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 №15 утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации». В соответствии с пунктом 4.11 данных Правил транспортирование медицинских отходов к месту их уничтожения (переработки) производится специализированным транспортом организации, имеющей соответствующую лицензию.

В силу вышеприведенных положений нормативных правовых актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 Апелляционный суд посчитал, что деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса «Б» является лицензируемой. По мнению суда, определение в Федеральном законе №89-ФЗ и в СанПиНе 2.1.7.2790-10 класса опасности данных видов отходов по иному критерию не исключает возможности их отнесения к отходам I — IV класса опасности, исходя из их состава и мест образования.

Самое интересное, что несмотря на убеждение апелляционного суда, что деятельность по обращению с медицинскими отходами подлежит лицензированию, суд все-равно посчитал компанию невиновной в совершении административного правонарушения в силу того, что компания обращалась в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии. К указанному заявлению компанией прилагался перечень с указанием 166 наименований отходов, в том числе медицинских отходов класса «Б». Но по результатам проверки лицензирующий орган выдал лицензию без спорных кодов отхода, указав в акте проверки, что деятельность по обращению с медицинскими отходами, заявленных в материалах не регулируются законодательством в области обращения с отходами. Получается, что сам лицензирующий орган прямо указал об отсутствии необходимости указания в перечне лицензируемого вида деятельности на обращение с медицинскими отходами.

Данный случай из судебной практики наглядно показывает, что уже много лет подряд вопрос утилизации опасных классов медицинских отходов, каковыми являются отходы класса «Б» и «В», имеют настолько большой пробел в своем правовом регулировании и столько противоречий в правоприменительной практике, что остается только удивляться, почему в течение такого большего срока времени этот вопрос так и остался не разрешен на законодательном уровне.

Заключительные положения

Опасные классы медицинских отходов – это источник распространения смертельных для людей и животных инфекций, одна из причин загрязнения окружающей среды, которая медленно уничтожает экосистему в мировых масштабах.

К сожалению, сегодня еще не все до конца понимают, чем опасны нарушения в этой сфере. И при этом мы имеем в виду не только вероятность наступления административной ответственности. Опасности подвергаются такие ценности, как жизнь и здоровье людей, состояние окружающей среды, чистый воздух и вода. Сложившаяся в стране неблагоприятная ситуация по утилизации медицинских отходов представляет реальную угрозу здоровью нации и экологической безопасности государства.

Одним из центральных вопросов является применяемая многими МО схема, при которой заключается договор МО с транспортной компанией, самостоятельно размещающей отходы (чаще всего с нарушением действующего законодательства). Являясь по сути своей собственником отходов и ответственным за них до момента утилизации, на практике МО не несет ответственности и не принимает участия в организации правильной и безопасной утилизации опасных медицинских отходов после того, как они покинут границы медицинской организации.

Ключевым решением может стать создание системы ответственности при организации процесса обращения с отходами, при котором утверждаются автономный или централизованный способ обезвреживания отходов и назначаются лица, ответственные за организацию работы в учреждении, в подразделениях, занятые непосредственно сбором отходов в местах их возникновения, ответственные за транспортировку отходов.

На протяжении долгого времени не утихает между экологами споры о правильном способе утилизации опасных медицинских отходов. Ни раз возникала дилемма, насколько безопасно захоранивать такие отходы или их перерабатывать для вторичного использования, призывалось использовать в утилизации только технологии термического уничтожения опасных медицинских отходов — поскольку их переработка или захоронение не полностью исключают угрозу возникновения неблагоприятных последствий. И если с выбором метода утилизации можно прийти к консенсусу и закрепить официально определённый способ уничтожения опасных медицинских отходов, то возникает следующая проблема, а именно недостаток или отсутствие необходимой материальной базы. В настоящее время лишь единицы МО имеют специальные установки для обеззараживания отходов, другие учреждения обезвреживают инфицированные отходы «кустарными» способами.

Третьей проблемой в списке нерешённых задач по утилизации опасных медицинских отходов является масштабная нехватка площадок для временного хранения отходов, полигонов для захоронения, организаций, специализирующихся на вывозе и утилизации отходов. Территории захоронения твердых бытовых отходов по потенциальному воздействию на население и окружающую природную среду относятся к объектам повышенной санитарно-эпидемиологической и экологической опасности. Не секрет, что полигоны аккумулируют большое количество отходов, содержащих эпидемиологически опасные возбудители и химические вещества.

Налицо пласт нерешенных в правовом, материальном и практическом смысле глобальных проблем, связанных со сферой обращения медицинских отходов. Лишь совместными усилиями со стороны государства, МО и организаций, оказывающих услуги по вывозу и утилизации отходов, можно добиться повышения уровня ответственности в вопросе организации и осуществления процесса обращения медицинских отходов и преодолеть те барьеры, которые мешают современным, цивилизованным, а главное безопасным способам утилизации опасных и особо опасных медицинских отходов.

 

Полезные ресурсы

© 2022 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»