Защита прав на средства индивидуализации в медицине и фармации

В соответствии с общими положениями части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права признаются не только на результаты интеллектуальной деятельности, но и приравненные к ним средства индивидуализации.

Поскольку на рынке медицинских услуг предложение достаточно однородно, наличествует острая конкуренция услуг различных организаций между собой. Например, в крупном городе, как правило, работают несколько стоматологий, оказывающих тождественные услуги, такие как лечение кариеса, протезирование, следовательно, предприниматели вынуждены привлекать целевую аудиторию брендом, правовой формой которого являются средства индивидуализации. Помимо этого, средства индивидуализации позволяют потребителям запомнить место, где ранее им была оказана соответствующая их запросу услуга, и сохранить расположение клиентов даже в случае фактического изменения адреса юридического лица. В целом, наличие средств индивидуализации упрощает выбор, основанный на репутации предпринимателя.

С другой стороны, полагаясь на средства индивидуализации, потребители получают услуги гарантированного качества, которое обладатель бренда вынужден поддерживать. Защита бренда способствует совершенствованию характеристик товаров и услуг и прогрессу в целом. Государственное регулирование использования средств индивидуализации выгодно также надзорным органам и контрагентам, поскольку обеспечивает прозрачность экономического оборота.

Очевидно, что потребители не склонны читать написанный мелким шрифтом текст, гуляя по улице или торговому центру, а средства индивидуализации в доступном формате позволяют организации донести, какие именно услуги она оказывает и избежать смешения с конкурентами. Например, товарный знак № 649561 («32 зуба») не оставляет сомнений в том, чем занимается его правообладатель, даже самому недогадливому пациенту.

Однако, использование запомнившейся потребителю маркировки иным лицом может ввести в заблуждение, а разочарование клиентов в контрафактной продукции дестимулирует производителей, в связи с чем государство предоставляет таким обозначениям правовую охрану и возможности защиты от недобросовестной конкуренции.

Охрана «географических» обозначений дополнительно способствует популяризации национального достояния за счёт ассоциации с территорией определенной страны.

Фирменное наименование

Заявления о том, что абсолютно всем коммерческим медицинским организациям принадлежат исключительные права, независимо от того, отдают ли они себе в этом отчет, далеко не беспочвенны. Дело в том, что юридическое лицо выступает в гражданском обороте под фирменным наименованием. Соответственно, с момента государственной регистрации у любого юридического лица возникает исключительное право, по меньшей мере, на одно полное фирменное наименование и может возникнуть на сокращенное фирменное наименование при его наличии.

При создании юридического лица учредители должны достигнуть соглашения относительно организационно-правовой формы и собственно наименования юридического лица, которые отражаются в соответствующем протоколе и уставе, а в последующем включаются регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.

При выборе фирменного наименования следует учитывать, что оно не может содержать:

  • иноязычные заимствования терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;
  • наименования
  • иностранных государств;
  • органов государственной власти;
  • общественных объединений;
  • обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Организациям, желающим ассоциироваться с родиной, следует также учитывать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

Коммерческая организация вправе использовать свое фирменное наименование, но не может им распоряжаться (отчуждать, предоставлять право использования).

В случае если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию (или сходного с ним до степени смешения) другого ранее зарегистрированного юридического лица не допускается. Однако, для понуждения к прекращению нарушения исключительных прав, в том числе, путем изменения фирменного наименования необходимо доказать введение потребителей или контрагентов в заблуждение в связи с использованием фирменного наименования и сходство по визуальному, звуковому или семантическому критерию. Так, в деле № А19-8200/2016 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Первая мужская клиника» об обязании прекратить использование обществом с ограниченной ответственностью «Международный медицинский центр «Первая клиника практической медицины» части фирменного наименования истца было отказано.

Создавая медицинскую организацию, нелишним будет учесть исключительные права на иные средства индивидуализации. Так, красноярский «Центр современной косметологии», был вынужден изменить сокращенное наименование ООО «ЦСКА» из-за сходства с товарным знаком федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии» (дело № А33-21925/2015).

Коммерческое обозначение

Для индивидуализации предприятий могут использоваться также коммерческие обозначения, исключительное право на которые может принадлежать как коммерческим, так и некоммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям.

Обозначению должны быть свойственны достаточные различительные признаки и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия должно являться известным в пределах определенной территории.

Распоряжение коммерческим обозначением возможно только в составе предприятия, при продаже или аренде имущественного комплекса. Если коммерческое обозначение не используется в течение года, исключительное право прекращается.

При этом, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения со средством индивидуализации, принадлежащим другому лицу, у которого исключительное право возникло ранее.

Так, в деле № А43-22537/2012 суды указали, что использование коммерческого обозначения «ГЕМОТЕС» нарушает исключительные права ООО «Лаборатория Гемотест» на принадлежащие ему средства индивидуализации — фирменное наименование, товарные знаки. Также, в деле А63-6586/2015 признано незаконным использование в области врачебной практики (в частности, в контекстной рекламе в сети Интернет) в качестве коммерческого обозначения слов, словосочетаний «Офтальма», «Офтальма Ставрополь», сходных до степени смешения с фирменным наименованием общества «Офтальма».

Коммерческое обозначение не подлежит регистрации, в связи с чем момент возникновения исключительного права на него затруднительно доказать. Следовательно, исключительное право на коммерческое обозначение «слабее», чем право на фирменное наименование и тем более товарные знаки.

Право на географическое указание и наименование места происхождения товара

Географическим указанием (далее – ГУ) является обозначение, идентифицирующее товар, качество, репутация или иные характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением.

Наименование места происхождения товара (далее – НМПТ) – обозначение, представляющее собой наименование географического объекта или производное от него, ставшее известным в результате использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются природными условиями и (или) людскими факторами.

Для регистрации НМПТ необходимо осуществлять все стадии производства в границах соответствующей территории, а для ГУ достаточной одной стадии.

Разумеется, для большинства медицинских организаций данные средства индивидуализации не имеют значимой актуальности, поскольку ни медицинские услуги, ни препараты, как правило, не имеют территориальной привязки.

Вместе с тем, поскольку в ряде случаев к заявке на НМПТ следует прикладывать заключение уполномоченного органа исполнительной власти, которое подтверждает, что в границах географического объекта заявитель производит товар, соответствующий вышеупомянутым особым характеристикам, следует обратить внимание на следующее. Министерство здравоохранения Российской Федерации выдает соответствующее заключение в отношении лечебных грязей, минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой, минеральной природной столовой воды.

В этой связи, например, центрам реабилитации, которые используют грязелечение, следует обращать внимание на наличие либо отсутствие зарегистрированных средств индивидуализации применительно к соответствующим процедурам. Так, в Роспатент подана заявка на регистрацию грязи Карачинской (№ 2020723586), в отношении сульфидно-иловой грязи и препаратов на ее основе.

Кроме того, перспектива использования недавно введенных в законодательство географических указаний в отношении препаратов также имеется. По словам главы Роспатента Григория Ивлева: «На основе алтайских трав создаются уникальные медпрепараты. Но они создаются не только на самом Алтае, а перерабатываются в ведущих медицинских учреждениях, предприятиях Санкт-Петербурга. И защищать географическими указаниями их сейчас будет можно. А применять наименование места происхождения товара в данном случае невозможно».

Особенностью исключительного права на данные средства индивидуализации является то, что оно может принадлежать независимо нескольким лицам. Исключительное право на ГУ и НМПТ может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

Исключительное право на товарный знак

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, могут быть обладателями исключительного права на товарный знак и знак обслуживания (для индивидуализации товаров и работ, услуг соответственно).

Товарные знаки подлежат регистрации в федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая выдает правоудостоверяющий документ – свидетельство.

Лицо, зарегистрировавшее товарный знак, может пользоваться и распоряжаться им. В частности, правообладатель может размещать товарный знак на товарах, этикетках, упаковках, на документации, в рекламе и сети «Интернет». Вместе с тем, распоряжаться путем отчуждения товарным знаком можно, если это не вводит в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Право использования товарного знака может быть предоставлено по лицензионному договору, при этом, правообладатель может исключить конкуренцию лицензиатов, разграничив рынок территориально или в отношении товаров, для которых зарегистрирован знак. Договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме, а предоставление права использования или переход исключительного права подлежат государственной регистрации.

Лица, не являющиеся правообладателями или лицензиатами, не вправе использовать сходные обозначения для тождественных или однородных товаров или услуг, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Для оповещения об исключительном праве по воле правообладателя используется знак охраны – ®.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки и может быть продлен на десять лет неограниченное число раз. Однако, если товарный знак не используется в течение трех лет (непрерывно), его правовая охрана может быть прекращена по заявлению заинтересованного лица.

В заявке на товарный знак обязательно указывается перечень товаров, в отношении которых испрашивается правовая охрана, в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг.

Применительно к сфере медицины, наибольший интерес могут представлять классы:

  • 05 включающий изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные;
  • 10 – приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные;
  • 42 – научно-исследовательские услуги для медицинских целей;
  • 44 – медицинские услуги.

Преимущественно медицинские организации регистрируют словесные и изобразительные, комбинированные товарные знаки, зачастую несколько в отношении одного популярного товара.

 

Полезные ресурсы

© 2024 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»