Заблаговременное оформление пенсии

Выход на страховую пенсию может быть связан с различными причинами – выслуга лет, достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца. Но в последних двух случаях нет вопросов со временем обращения за пенсионным обеспечением. Обращаться в ПФР придется по факту. А вот в первых двух можно подготовиться заранее.

Рассматривая достижение пенсионного возраста следует учесть, что с 2019 года он увеличился. Ежегодно к предыдущему значению добавляется год, пока общий возраст для мужчин и женщин не возрастет до 65 и 60 лет соответственно. С выслугой лет тоже не все однозначно: несмотря на появляющееся у отдельных категорий граждан (педагоги, медики и пр.) право досрочного выхода на пенсию, они смогут им воспользоваться только через 5 лет (без учета переходных положений).

Но это не значит, что нужно ждать последнего рабочего дня, после которого может быть оформлена пенсия. Заранее обратиться в ПФР – избавить себя от множества проблем и довольно безболезненно перейти с зарплаты на пенсионное обеспечение.

 В какой срок следует обратиться в ПФР

Следует различать фактическое назначение пенсии и определение пенсионных прав. В первом случае гражданин обращается за назначением пенсии, после чего ПФР начинает выплачивать ежемесячное содержание. Во втором случае гражданин готовит своего рода макет, проект будущей пенсии. Он будет использоваться в дальнейшем специалистами ПФР при назначении пенсионного содержания, и во многом упростит проверку переданных сведений.

Специалисты ПФР рекомендуют обратиться за проверкой документов, определяющих пенсионные права гражданина, за 1-2 года до фактического назначения пенсии. Предельного срока нет, однако если не поспешить, то к моменту выхода на пенсию не все пенсионные права будут учтены при вычислении суммы ежемесячного содержания.

Например, может возникнуть ситуация, в которой оказалась Софья З. из города Москвы. Женщина обратилась за пенсией за 2 недели до возникновения права на нее. В числе сданных документов была и трудовая книжка. Однако некоторые записи в ней оказались с ошибками, поэтому определенные периоды работы с 1993 по 1998 года были исключены. Софье пришлось обратиться за помощью к адвокату, чтобы ускорить процесс поиска бывших работодателей и сведений в архивах. В итоге пенсию ей назначили на 1,5 месяца позже.

 

Что входит в заблаговременную подготовку

Подготовка к пенсии в основном включает в себя проверку пенсионных прав. Базово, специалисты ПФР:

  • сообщат, когда гражданину можно будет обратиться за пенсией, и с какого числа она будет назначена;
  • определят список документов, которые необходимо предоставить при обращении за назначением пенсии;
  • возьмут согласие гражданина на направление запросов к работодателю (или бывшим работодателям) для уточнения стажа, уровня зарплаты и прочих сведений;
  • проверят сведения в документах о стаже, сравнят их с данными, которые хранятся в ПФР;
  • проверят сами документы на их соответствие требованиям законодательства;
  • сообщат о выявленных неточностях и ошибках, расскажут об их исправлении.

По итогам работы специалистов Фонда у гражданина будет на руках довольно подробная инструкция – что и как сделать, чтобы оформить в недалеком будущем собственную пенсию. Следовательно, к моменту обращения за пенсией у гражданина будет полностью сформирован необходимый пакет документов, который достаточно будет сдать вместе с заявлением.

 Какие документы нужно сдать для поверки

Специалисты ПФР проверяют сведения, которые содержаться в собственных базах данных Фонда. У гражданина запрашивают следующие бумаги:

  • удостоверение личности;
  • СНИЛС (зеленая карточка, заламинированная с обеих сторон);
  • трудовая книжка – основной документ, отражающий периоды работы;
  • иные документы, подтверждающие стаж – контракты и трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера и пр.;
  • сведения о зарплате за 5 лет до 2002 года – справки от работодателей, где работал гражданин;
  • сведения об иждивенцах;
  • Свидетельства о рождении (заявителя и его детей), Свидетельства о заключении и расторжении брака, Свидетельства о перемене ФИО.

Список документов дополнительно может быть расширен в зависимости  от конкретных обстоятельств. Например, при наличии под опекой будущего пенсионера иждивенцев в возрасте 15-23 года, проходящих очное обучение, потребуется справка из учебного заведения. А вот при назначении пенсии получать повторно этот документ уже не потребуется – сведения сохранятся в Фонде.

Полезные ресурсы

© 2020 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»