Больничный - две категории споров

Больничный - две категории споров

 

Больничные - вечный источник недопониманий между работниками и работодателями, а также между работодателями и Фондом социального страхования (ФСС). Первые нередко спорят о своевременности уведомления об открытии листка нетрудоспособности и об увольнении во время больничного, вторые - о правильности оплаты больничного, особенно если сам листок оформлен с ошибками или утрачен. Конечно, преследовать цель по охвату всех споров и их видов в одной статье не будем, а поговорим лишь о некоторых наиболее распространенных спорах с участием ФСС.

 

Листок нетрудоспособности удостоверяет факт временной нетрудоспособности работника из-за болезни, травмы или иного состояния (например, беременности и родов) и выполняет тем самым сразу две функции, а именно подтверждает:

 

- наступление страхового случая для целей социального страхования (и в какой-то мере соцзащиты) - прежде всего для выплаты соответствующего пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ). А следовательно, служит основанием и для предоставления социально-трудовых гарантий, например отпуска по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ);

 

- наличие уважительной причины отсутствия на рабочем месте, т.к. выступает документом, подтверждающим временное освобождение от работы (см. пояснения в абз. 2 п. 17 Письма ФСС РФ от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956). Хотя в последнем случае работодатель вправе принимать в качестве такого доказательства и любые другие документы - справки от врача, выписки из медкарты и, даже "слово" работника (некоторые организации практикуют "больничную льготу": сотрудникам разрешено иногда поболеть несколько дней без оформления меддокументов, например, раз в год).

 

Отсюда и можно выделить две категории споров - по поводу:

 

- действительности листка как финансового документа, дающего право на получение выплат по "соцстраху". Эти споры в основном возникают между ФСС и работодателем, выплатившим пособия;

 

- выполнения больничным "трудовой функции", в частности подтверждения уважительности причины неисполнения трудовых обязанностей.

 

Рассмотрим первую категорию споров.

 

Больничный украли - повод для паники?

 

Больничный выступает не просто как подтверждающий наступление страхового случая документ, но и как финансовый документ, на основании которого застрахованное лицо вправе получить соответствующие пособие. Неслучайно ФСС особенно придирчиво относится к наличию оригинала или дубликата больничного у выплатившего пособие работодателя.

 

Ситуация утраты больничного на практике встречается нередко: работодатель оплатил пособие, потом "залил", "порезал", "потерял" листки нетрудоспособности. Причина может быть любая: как по вине работников организации, так и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, стихийное бедствие). В любом случае есть риск того, что ФСС может предъявить претензии к такому работодателю и отказать, например, в принятии к зачету сумм выплаченных пособий, т.к. нет документа в подтверждение страхового случая и обоснованности расчета размера пособия.

Полезные ресурсы

© 2024 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»