Урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией

Как известно, в разрешении трудовых споров первичными органами по рассмотрению трудовых споров участвуют члены трудового коллектива. Эти органы находятся непосредственно на производстве, поэтому доступны для каждого работника. Статья 398 ТК определяет момент начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не сообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.  С момента начала коллективного трудового спора стороны должны перейти к примирительным процедурам.

 

Процедура формирования примирительной комиссии регламентируется в законодательстве: предусматриваются сроки и порядок выдвижения кандидатов, количественный состав комиссии. Наряду с этим отмечается, что члены примирительной комиссии могут определиться в порядке, установленном коллективным договором и соглашением.

 

ТК весьма лаконичен в части формирования примирительной комиссии. В статье 402 закреплен принцип паритетности, лежащей в основе образования примирительной комиссии, срок создания комиссии и способов ее правового оформления. В связи с этим уполномоченным государственным органом были утверждены рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией  с целью оказания практической помощи территориальным органам по регулированию коллективных трудовых споров, подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию этих споров.

 

По определению специалистов, примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

 

В этой связи новациями рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии является установление процедур оформления создания примирительных комиссий на локальном и иных уровнях разрешения коллективного трудового спора. Так, решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора  на локальном уровне оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работника.

 

Решение же о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжениями, постановлением) органов соответствующих представителей работников. Положения ТК полностью соответствует основополагающим принципам Рекомендации МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 года).

 

Как было выше сказано, соглашение между спорящими сторонами достигается в самой комиссии, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу. Полагаем, что эта мера способствует оперативному разрешению спора. Однако вызывает возражение указание на обязательность решение комиссии для обеих сторон. Фактически обязанной стороной является лишь работодателей, ибо только он несет юридическую ответственность за невыполнение соглашения. Поэтому из статьи 402 ТК целесообразно было бы исключить слова «для сторон», сформулировав этот пункт следующим образом: «Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет обязательную силу и исполняет в порядке и сроки, которые установлены решением».  

 

Как отмечает В.И.Миронов, примирительная комиссия создается представителями сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В этом случае работодателем издается приказ, а профком принимает постановление. Равноправие сторон в основе формирования комиссии предполагает равное представительство (одинаковое число членов комиссии) с той и другой стороны.

 

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклонятся от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязательной стадией разрешение коллективного трудового спора. Законодатель предусматривает дисциплинарную ответственность в соответствии со статьей 416 ТК и административную ответственность для предъявителя работодателя, уклоняющиеся от участия в создании и работе примирительной комиссии (статья 5.32 КоАП).

 

По нашему мнению, целесообразно было бы внести изменения в статье 416 ТК. Оправданно полагать, что за уклонение от участия в примирительных процедурах могли бы привлекать как к дисциплинарной, так и к административной ответственности не только представители работодателя, но и представители работников, которые для этого освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка в соответствии со статьей 405 ТК. При этом членам примирительной комиссии в своей работе следует руководствоваться правилам предусмотренной для них Памяткой.

 

В этом документе достаточно подробно освещается порядок формирования и работы примирительной комиссии. Так, в частности, отмечается, что в случае, когда требования работников работодателем отклонены, ему следует одновременно с письменным уведомлением об этом направить представителю работников предложение об образовании примирительной комиссии, количественном и персональном составе со своей стороны.

 

Работодатели (их представители) должны создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Такими условиями являются: предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехники); предоставление информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками (их представителями) требований, а также предоставление работникам гарантий, установленных статье 45 ТК.

 

Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

 

Что касается непредставления помещения для организации собрания (конференции), воспрепятствования проведению собраний, невыполнения обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, то за эти правонарушения может и должен отвечать только представитель работодателя. В соответствии со статей 29 ТК представителями работников являются профессиональные союзы, их объединения, первичная профсоюзная организация или иные органы, избранные работникам. По действующему законодательству они не компетентны, решить самостоятельно ни одной проблемы в организации производства и труда.

 

Законодательство исчисляет срок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией со дня издания соответствующего акта о ее создании. Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. В случае необходимости указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон коллективного трудового спора и такая договоренность должна быть оформлена в форме протокола.

 

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора и оформляется протоколом, который подписывается полномочными представителями сторон и членами примирительной комиссии.

 

Согласно статьи 408 ТК несоблюдение письменного оформления решении комиссии, то есть без протокола,  влечет недействительность заключенных соглашений. Решение примирительной комиссии имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые в нем установлены. За невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, представители работодателей привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 5.33 КоАП.

 

Таким образом, законодатель более четко выделил роль примирительной комиссии в урегулировании коллективного трудового спора и избавляет работников и их представителей от затяжного разрешения коллективного трудового спора.

Полезные ресурсы

© 2022 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»