Может ли администрация снять с кадастрового учета «ничейный» земельный участок?

Долгое время существовала практика снятия с кадастрового учета земельных участков, которые администрация начала оформлять, но потом передумала.

ПРИМЕР:

Организация решила на торгах приобрести пустующий земельный участок, например, для сельскохозяйственного производства. Подготовила его схему и обратилась в местную администрацию с заявлением об ее утверждении. Администрация утвердила схему. Организация заказала кадастровые работы, поставила земельный участок на кадастровый учет и стала ждать информации о назначении торгов. Порядок действий подробнее здесь. Но вместо того, чтобы провести торги, как положено по закону, администрация вдруг поменяла решение. Причина такой смены настроения может быть любой. Иногда она очевидна заявителю, но часто о ней можно лишь догадываться. Так или иначе, администрация отменяет собственное распоряжение об утверждении схемы «в порядке самоконтроля» и обращается в кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.

ЧТО ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

Если такой участок поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017 (т.е. до вступления в силу Федерального закона «О регистрации недвижимости» №218-ФЗ), то он имеет статус «временный». Временный участок администрация может снять с учета по своему заявлению, если на него еще не оформлены права (п. 7 ст. 72 Федерального закона №218-ФЗ).

Если же участок поставлен на учет позже 01.01.2017, т.е. уже на основании Федерального закона №218-ФЗ, то статус «временный» ему не присваивается. Он сразу получает статус «актуальный», даже если права на него не зарегистрированы.

Актуальный земельный участок, на который не оформлены права, снимается с учета автоматически через пять лет после постановки (пункты 14,15 ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ). До этого момента администрация не вправе снять его с учета. Такой процедуры в законе нет.

Некоторое время существовало мнение, что отсутствие в законе соответствующей процедуры может быть компенсировано судебным решением, принятым по иску администрации о снятии участка с кадастрового учета. Однако Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017 такая практика признана порочной.

Фактически Верховный Суд разъяснил, что, если в законе нет необходимой процедуры, то суд не уполномочен ее выдумывать.

Таким образом, снятие земельных участков с кадастрового учета сильно осложнилось.

Полезные ресурсы

© 2020 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»