Понятие лесонарушения

Нарушения лесного законодательства принято называть лесонарушениями. Лесонарушением является противоправное, как правило, виновное деяние, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда лесам и (или) нарушающее правила лесопользования, охраны и воспроизводства лесов. В науке лесного права есть другое определение понятия "лесонарушение". "Под лесонарушением понимается противоправное действие или бездействие, совершаемое вопреки урегулированным правом требованиям рационального использования и охраны лесов, которые влекут или могут повлечь за собой причинение вреда лесам или ущерба лесному хозяйству".

 

Все лесонарушения, по мнению Р. К. Гусева, можно разделить на: 1) виновные противоправные действия, посягающие на установленный порядок лесопользования; 2) виновные противоправные действия (бездействия), посягающие на порядок охраны лесов.

 

Во всех этих случаях нарушается установленный законодательством порядок использования или охраны лесов и поэтому перечисленные действия, представляющие собой ту или иную общественную опасность, называют лесонарушениями. Деление лесонарушений на два вида является условным. Зачастую нарушения правил лесопользования представляют собой одновременно и нарушение правил охраны лесов, и наоборот. Например, оставление в лесу порубочных остатков можно назвать нарушением правил заготовки леса и нарушением правил охраны лесов. Некоторые нарушения установленного порядка охраны лесов, например, заготовка древесины в лесу без разрешительных документов, одновременно представляют собой нарушения правил лесопользования.

 

Нарушение установленного порядка лесопользования может выражаться в невыполнении правил заготовки древесины, живицы, заготовки недревесных лесных материалов (пней, луба, коры и т.д.), а также в несоблюдении порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

 

В зависимости от субъекта правонарушения их можно классифицировать на две группы: правонарушения, совершаемые лесопользователями и иными лицами.

 

Различными видами нарушений, как правило, наносится материальный ущерб лесам. Это не предполагает в то же время, что совершение лесонарушения обязательно предполагает нанесение ущерба в качестве последствия. Не причиняется прямого материального ущерба, например, при оставлении выше установленного размера высоты пня при рубке деревьев, несрубленного дерева, предназначенного в рубку, или при не соблюдении правил пожарной безопасности при разведении костра, не повлекшего за собой лесного пожара.

 

При общей характеристике лесонарушений можно отметить и тот факт, что не все противоправные действия, не все нарушения установленного порядка пользования лесом и его охраны влекут за собой юридическую ответственность.

 

Лесонарушения обладают следующей особенностью. "Ответственность за лесонарушения исходит из того, что лес является природным комплексом. Отсюда и понятие лесонарушения носит комплексный характер. Лесонарушениями следует считать те правонарушения, которые причиняют вред не только древесно-кустарниковой растительности, но и другим природным элементам, входящим в лесной комплекс".

 

Административная ответственность при нарушении лесного законодательства

"Административная ответственность находит свое выражение в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующим законодательством административно-правовых санкций к виновным в совершении правонарушений в сфере реализации исполнительной власти".

 

В ст. 3.1 КоАП РФ фактически дается легальное определение административного наказания: административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иными словами, законодатель фактически приравнивает понятие административного наказания к административной ответственности.

 

В сфере охраны лесов административная ответственность служит задачам охраны лесов. По мнению Ю. М. Козлова, административная ответственность обладает наказательной функцией (административная кара), но это не исключает ее индивидуальное или общее предупредительное значение (превенция).

 

Административная ответственность обладает следующими специфическими признаками:

 

1. Административная ответственность является таким видом юридической ответственности, который применяется преимущественно во внесудебном порядке, т.е. в процессе непосредственной реализации должностными лицами своей управленческой компетенции. Как правило, это органы и должностные лица, в деятельности которых преобладают правоохранительные функции, обладающие соответствующими полномочиями по применению административно-принудительных мер. В большинстве своем это - контрольно-надзорные органы и их представители (инспекторы, контролеры и т.д.).

 

2. Меры административной ответственности распространяются на граждан и на юридических лиц. Соответственно данный вид административного принуждения следует рассматривать в качестве средства, дающего возможность, наряду с другими средствами (общее регулирование, предупредительные и пресекательные административно-принудительные меры), усилить государственный надзор за предпринимательской и иной деятельностью.

 

3. Для применения мер административной ответственности действующее законодательство устанавливает особый процессуальный режим (порядок) - административное судопроизводство либо административное производство по делам об административных правонарушениях.

 

4. Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим неправомерные действия, особых мер административного принуждения, а именно административных взысканий.

 

5. "Меры административной ответственности являются юридическим результатом совершения особого вида правонарушений - административных правонарушений. Такие правонарушения являются основанием административной ответственности"1.

 

6. Административная ответственность наступает в случае нарушения административно-правовых норм, служит важнейшим юридическим средством обеспечения их реального соблюдения и исполнения.

 

7. Административную ответственность необходимо отграничить от других видов юридической ответственности. Например, для уголовной ответственности характерно то, что ее основанием являются преступления, значительно отличающиеся своей опасностью для сложившихся общественных отношений. Кроме того, она не распространяется на юридические лица и иного рода государственные и негосударственные формирования; выражается в применении к правонарушителям более суровых наказаний; меры наказания применяются исключительно в судебном порядке, регламентированном нормами УК РФ и УПК РФ.

 

Дисциплинарная ответственность применяется во внесудебном порядке; ее основанием является дисциплинарный (служебный) проступок, за совершение которого к лицам, совершившим его, применяются меры, характер которых определяется объемом дисциплинарной власти, определяемой компетенцией соответствующего руководителя; меры этого вида юридической ответственности - дисциплинарные взыскания - применяются в рамках служебных отношений за нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

 

Гражданско-правовая ответственность отличается целью возмещения материальных убытков и упущенной выгоды. Таким образом, ее основное содержание составляют последствия, как правило, имущественного характера, включая и восстановительные меры.

 

Цели административной ответственности состоят в защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти.

 

В КоАП РФ содержатся следующие составы, относящиеся к лесным правонарушениям: нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) и др. Все они предусмотрены в гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды".

Полезные ресурсы

© 2024 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»