ВЗЫСКАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Словосочетания "кризис неплатежей в ЖКХ", "актуальность проблемы растущих неплатежей за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставленные населению" стали общим местом. Основным способом решения проблемы считается судебный. Нет недостатка в рекомендациях по введению ограничений и прекращению поставки коммунальных ресурсов должникам, в том числе распространяемых органами местного самоуправления. Однако практика управляющих компаний, ТСЖ, ТСН, жилищных кооперативов, будем именовать всех управляющими (УО), показывает, что участок работы по судебному взысканию задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг с собственников и нанимателей помещений самый проблемный, результативность низкая. 

Обычно организация участка юридической службы УО по взысканию выстраивается следующим образом: получение данных в МФЦ либо в бухгалтерии УО о начисленных и неоплаченных задолженностях, направление должникам уведомлений об ограничении предоставления коммунальной услуги в случае неоплаты, введение ограничения, возбуждение приказного или искового производства, отправка исполнительного документа судебным приставам и ожидание исполнения.

Рассмотрим возможности повышения результативности работы на участке и приведет ли их применение к полной собираемости задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения возникает в силу договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ).

Обязанность ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации, возлагается на управляющую организацию пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.

Напомним, что структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает три составляющие: плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Работы по управлению многоквартирным домом, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в плату за содержание жилого помещения (ст. 154 ЖК).

В целях определения результативности работу по взысканию задолженности целесообразно разбить на три этапа: предупредительный, судебный и этап контроля. Предупредительный этап включает разнообразные действия. Перечень сведений, необходимых для работы участка взыскания, должен включать: Ф.И.О., адрес регистрации собственника, основания и момент возникновения права собственности, а также дееспособных членов семьи собственника, проживающих в принадлежащем ему жилом помещении. Помимо граждан УО часто имеют дело с арендой нежилых помещений, данные о собственнике необходимы и в случае договора аренды с возложением на арендатора обязательств по оплате (компенсации) коммунальных услуг и платежей на содержание помещения. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015) обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, закрепленная в п. 2 ст. 616 ГК РФ, установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды, наличие договора аренды не снимает обязательств с собственника перед ресурсоснабжающими организациями или УО. Позиция изложена также в Определении ВС РФ от 10.11.2014 N 305-ЭС14-1452 по делу N А40-59220/2013, Определении ВС РФ от 11.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7462.

Уведомление о наличии задолженности одновременно может использоваться в качестве предупреждения о введении ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги и в качестве претензии. Для выполнения такой универсальной функции уведомление создается в соответствии с п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) и п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, то есть должно содержать полную и достоверную информацию о задолженности, а именно:

- адрес жилого помещения, фамилии, имена и отчества нанимателя или собственника;

- расчетный месяц;

- наименование потребленных коммунальных услуг, подлежащих оплате;

- тарифы (цены) на коммунальные и прочие услуги;

- единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

- объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод (при использовании приборов учета энергии расчет должен содержать их показания);

- задолженность по каждому виду коммунальной услуги.

Таким образом, уведомление о наличии задолженности представляет собой односторонний акт, требующий значительных трудозатрат и взаимодействия различных подразделений УО. Кроме того, уведомление доставляется потребителю путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом или иным путем, подтверждающим факт и дату его получения потребителем. Для введения ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги процедуру необходимо повторить дважды (п. 119 Правил). Очевидно, что соблюдение процедуры практически нереализуемо. Если отказаться от рискованной практики введения ограничений (прекращений) предоставления коммунальных услуг, трудоемкость составления уведомления о задолженности резко сокращается: расшифровки задолженности не требуется, достаточно общей суммы долга, адреса и имени должника, также не нужно подтверждения факта его получения. Практика показывает, что при системной организации работы психологическое воздействие юридически недействительного документа на должника немногим меньше. Под системной организацией работы понимается периодическая поставка данных для составления уведомления и отправка его на дату возникновения задолженности каждому должнику.

Ограничение (прекращение) предоставления коммунальных ресурсов считается вторым действенным инструментом после судебного. Основания применения ограничения или приостановления коммунальной услуги предусмотрены п. 117 Правил, среди которых неполная оплата потребителем коммунальной услуги, задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. УО рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги, ограничению подлежит только та, по которой имеется задолженность.

Несоблюдение требования к расчету, указание лишь общей суммы задолженности влекут признание введения ограничения предоставления коммунальной услуги незаконным (Постановление 13-го ААС от 20.01.2015 по делу N А56-19200/2014). Несоблюдение надлежащего извещения о введении ограничения путем вручения должнику под расписку также является нарушением процедуры и признанием ограничения незаконным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2014 N 33-19111/2014). Более того, суд указал, что лицо, которому водоотведение ограничено с нарушением установленного законодательством порядка, вправе требовать возмещения морального вреда.

Помимо соблюдения процедуры, ограничение не должно приводить к порче личного имущества неплательщика, не должно приводить жилое помещение к состоянию, непригодному для проживания, необходимо соблюдение иных требований, например СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

Таким образом, практика ограничений, прекращений предоставления коммунальных услуг является рисковой и трудозатратной, ее лучше вообще не применять либо применять только в отдельных случаях.

В качестве профилактических мер к должникам УО используют размещение в подъездах или на сайтах информацию о своих должниках. Основной формой ответственности за нарушение положений законодательства о персональных данных является административная ответственность. В основном применяется ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" (Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2012 N Ф09-9061/11), что влечет наложение штрафа на должностных лиц - от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Законопроект N 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принят ГД РФ в третьем чтении 27.01.2017, предусматривает замену общего состава ст. 13.11 на семь составов, из них обработка персональных данных без письменного согласия субъекта с максимальным штрафом для юридических лиц 75 тыс. руб., предполагаемое вступление в силу - с июля 2017 г. Органом, уполномоченным на возбуждение административного правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ, выступают органы прокуратуры, рассмотрение дела осуществляется судом. Мнение о том, что размещение персональных данных должников для целей получения от граждан платы за коммунальные услуги (взыскания задолженности) возможно осуществлять без получения согласия субъекта персональных данных, судебной практикой не подтверждается. Ее анализ позволяет сделать вывод: по большей части информация, включающая Ф.И.О. субъекта, признается судами в качестве персональных данных. Информация о задолженности по коммунальным платежам, включающая Ф.И.О. должника, адрес проживания, размер задолженности по оплате коммунальных платежей, признается персональными данными и требует действий, предусмотренных ФЗ "О персональных данных", в том числе согласия на обработку персональных данных (Постановление Нижегородского областного суда от 12.05.2015 по делу N 4а-288/2015; Кассационное определение Пермского краевого суда от 01.08.2011 по делу N 33-7668). При этом судами не признается конфиденциальной информацией: ИНН (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2015 по делу N 2-3097/2014), номер паспорта (Определение МГС от 29.02.2012 N 33-6709). По их мнению, по такой информации нельзя идентифицировать конкретное лицо. Детальный анализ приводится в работе (1). Результативность подобного воздействия на должников неизвестна, а риски для УО налицо.

К факторам, определяющим досудебную организацию работы, относится отсутствие обязательного претензионного порядка, что прямо следует из п. п. "б", "д" п. 33 Правил. Так, обращение гражданина в УО за разъяснением о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и ответ УО будет являться соблюдением претензионного порядка, отсутствие обращения согласием гражданина с начисленным платежом. Разумеется, документооборот в УО должен позволять обнаружить обращение гражданина, ответ управляющей организации и включить их в состав прилагаемых к заявлению (иску) документов.

 

Полезные ресурсы

© 2020 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»