Практика использования в СМИ биометрических данных должников при производстве розыска

Основной задачей исполнительного производства, согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Для выполнения данной задачи судебному приставу-исполнителю Законом об исполнительном производстве предоставлен достаточно широкий круг полномочий: возможность истребования практически любых сведений о должнике и его имуществе в различных государственных органах или коммерческих организациях, обращение взыскания на доходы и денежные средства должников на счетах в кредитных учреждениях, арест имущества должника, временное ограничение должника в праве выезда за пределы Российской Федерации, привлечение к уголовной ответственности и др.

Казалось бы, многочисленные полномочия судебных приставов-исполнителей должны способствовать быстрому, полному и правильному решению стоящих перед ними задач. На деле решения судов и иных органов могут исполняться годами, а все потому, что очень часто местонахождение должника судебному приставу-исполнителю неизвестно. Более того, местонахождение должника иногда бывает неизвестным во время судебного разбирательства и даже до него, что весьма осложняет дело.

В таких условиях законодателем был предусмотрен розыск должника, который в редакции ст. 65 Закона об исполнительном производстве (Федеральный закон от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве") назван исполнительным. Основы исполнительного розыска определены той же ст. 65 Закона об исполнительном производстве, в которой указаны основания объявления розыска и перечень возможных исполнительно-разыскных действий.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется Министерством юстиции РФ, а тактика их проведения - главным судебным приставом Российской Федерации. Формально судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, в ходе своей работы имеет право действовать только в рамках указанной статьи, а также совершать необходимые исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Очевидно, что в условиях невысокой оперативности принятия законов (внесения в них изменений) и высокой мобильности и сообразительности должников перечисленных в статьях 64 и 65 Закона об исполнительном производстве полномочий для установления местонахождения должников бывает явно недостаточно. Указанное обстоятельство вынуждает должностных лиц ФССП России постоянно вырабатывать и применять новые приемы и способы, направленные на установление местонахождения должников. Данные приемы и способы прямо не указаны в нормативных актах, но не противоречат им и призваны способствовать осуществлению правосудия.

Так, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает использование биометрических персональных данных граждан в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов. Понятие "биометрические персональные данные" раскрыто в ч. 1 ст. 11 указанного Закона и определяется как сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.

Содержание данной нормы позволяет заключить, что на любой стадии исполнения судебного решения возможно использование персональных данных должника, характеризующих его физиологические и биологические особенности. Под физиологическими и биологическими особенностями должника следует понимать особенности его внешности, состояния здоровья, а также такие показатели, как рост, вес, цвет глаз, волос и т.д.

Несомненно, что для судебного пристава, осуществляющего розыск, сведения о росте, весе и состоянии здоровья должника могут представлять определенный интерес, но наибольшую ценность имеют данные о его внешности. Объективно внешность должника запечатлевается на фотографиях, рисунках, иногда видеофайлах и позволяет его идентифицировать (отождествить).

Каким же образом в исполнительном розыске могут быть использованы биометрические персональные данные должников в виде фотографий?

Естественно, что наличие ориентировки на должника в материалах разыскного дела, например в целях предъявления третьим лицам для опознания, не приведет к обязательному получению информации о местонахождении должника. Такая ориентировка должна размещаться в доступном для обзора месте. Только тогда, при условии попадания ориентировки в поле зрения лица, которое обладает информацией и готово предоставить какие-либо сведения о должнике, осуществляющий розыск судебный пристав может получить оперативно значимую информацию.

Определяющим фактором в распространении биометрических данных должников в виде ориентировок является максимально возможное использование каналов доведения информации о розыске должников до населения. При этом самым мощным каналом подачи информации, способным охватить широкие слои населения и передавать информацию как для зрительного, так и для слухового восприятия, являются средства массовой информации (далее - СМИ), доступные для всех и каждого без дополнительных затрат и препятствий.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Таково нормативное понятие СМИ, однако в современных условиях это не только газеты, журналы, радио и телевидение. Огромный объем информации стал доводиться до населения через глобальную сеть Интернет. Интернет-сайты ранее только печатавшихся на бумаге газет, сайты некоторых органов государственной власти, регулярно наполняемые новой информацией персональные страницы инициативных интернет-пользователей (блоги) в настоящее время также признаются СМИ. Таким образом, в массовом сознании укрепилось мнение о СМИ как разнообразных способах систематического доведения любой информации до широких слоев населения.

Для исполнительного, да и любого другого розыска идеальной была бы ситуация, когда страницы газет, журналов, телепередачи, интернет-страницы пестрели бы ориентировками на скрывающихся должников, преступников и пр. Конечно, использовать весь арсенал СМИ в целях распространения биометрических данных должников просто не представляется возможным. Среди главных причин - отсутствие законодательно закрепленной обязанности СМИ распространять информацию о розыске должников. Да, нормой ч. 11 ст. 65 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при осуществлении розыска судебный пристав имеет право привлекать СМИ, причем на безвозмездной основе, но отвечающей такому праву обязанности у СМИ нет. Таким образом, складывается вполне логичная ситуация: СМИ как коммерческие организации не против размещения любой информации, в том числе и о розыске должников, но только на возмездной основе. Однако в смете расходов федерального бюджета на деятельность ФССП России по размещению разыскных ориентировок на должников во всевозможных СМИ статей не предусмотрено.

В то же время исполнительное производство и розыск должников - процессы динамические. В этой связи должностными лицами ФССП России на практике используются разные формы распространения биометрических данных должников в СМИ.

Одной из самых доступных форм распространения биометрических данных должников является интернет-сайт ФССП России (URL: http://fssprus.ru). Сайт ФССП России целиком соответствует образу СМИ: он имеет постоянный раздел "Новости" и обладает иными признаками СМИ. Отвечает он и вышеуказанным условиям передачи информации: доступности и возможности зрительного восприятия. Сайт ФССП России представляет собой совокупность сайтов ее территориальных органов, каждый из которых, помимо раздела "Новости" и других, содержит также раздел "Розыск". В данном разделе и размещаются все ориентировки, которые изготавливаются из поступающих в отдел организации работы по розыску должников, их имущества и розыску детей Управления (далее - ООРРД) фотографий должников.

Говоря об источниках поступления фотографий должников, можно отметить, что в основном это взыскатели, родственники должников и структурные подразделения Федеральной миграционной службы. Так, взыскатели по алиментным обязательствам обычно бережно хранят фото бывших супругов, родители - фото своих детей, а подразделения миграционной службы - заявления о выдаче гражданам паспортов, в которых обязательно имеется фотография. Со всеми указанными источниками судебными приставами-исполнителями, осуществляющими розыск, ведется системная работа.

Однако обозревать любую информацию в сети Интернет можно лишь при наличии соответствующего оборудования. Пока степень компьютеризации и охвата населения сетью Интернет в Российской Федерации, в том числе в Кировской области, уступает степени распространения телевидения. К тому же простота и доступность получения информации, распространяемой по телевидению, бесспорны.

В данных условиях группой по взаимодействию со СМИ Управления были приняты меры по распространению информации о розыске должников посредством телевидения. В качестве объекта взаимодействия был выбран "Первый городской канал", вещающий на территории г. Кирова и Кировской области. Новостные выпуски данного телеканала завершались как раз трансляцией ориентировок на разыскиваемых лиц (пропавших без вести, должников, преступников). В рамках этих новостей по договоренности Управления и "Первого городского канала" были распространены сведения о розыске нескольких должников, уклонявшихся от погашения штрафа за совершенные преступления коррупционного характера.

Перспективным направлением в работе по распространению биометрических данных должников в СМИ является установление контактов с иными телеканалами, сетевыми изданиями, печатными газетами или журналами. Решение вопроса об обязанности СМИ безвозмездно содействовать осуществлению правосудия и принудительному исполнению судебных актов на уровне федерального законодательства также может повысить эффективность использования биометрических данных должников при осуществлении розыска.

 

Полезные ресурсы

© 2024 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»