Жалоба на действия пристава, не связанная с исполнением исполнительного документа
В жалобе, которая не связана с исполнением исполнительного документа, оспариваются действия (или бездействия), а также решения судебного пристава. Заявителями такого документа могут выступать как граждане, так и организации. Суть такой жалобы, как правило, состоит из требования о восстановлении нарушенных прав, интересов. Документ с требованиями подаётся нарочно через экспедицию или отправляется почтой в территориальный, межрайонный или центральный (главный) орган ФССП. Если жалоба на составлена на сотрудника главного органа, то она направляется в Министерство юстиций. Жалобу имеют право рассматривать директор отдела ФССП, а также его заместители. Требования к оформлению письменной жалобы схожи с документом, подаваемым при административном порядке обжалования действий (бездействий) судебного пристава.
Сотрудник ФССП вправе не рассматривать документ, если в нём не содержатся необходимые сведения о заявителе, отсутствует обратный адрес или текст носит хамский характер. Рекомендацией к оформлению может послужить обязательное указание актуального обратного почтового адреса, по месту жительства или юридическому адресу, наименование заявителя и корректный стиль изложения. Срок рассмотрения жалобы составляет тридцать дней с момента регистрации входящей корреспонденции.
Исключением является рассмотрение документа, который оспаривает действия пристава по ОУПДС. В этом случае срок составляет всего два дня. Также ФЗ №59 от 02.03.2006 г. предусмотрено продление срока рассмотрения жалобы, но не более, чем на тридцать дней. В течение семи дней с момента регистрации экспедицией входящего документа должно быть принято дальнейшее решение по судьбе жалобы. Есть три варианта: приобщение к ранее поступившим документам, рассмотрение по существу и передача документа в другое отделение или другому должностному лицу. Последний вариант применяется, если жалоба подана не туда (адресована сотруднику, некомпетентному для её рассмотрения).
Если жалоба признана обоснованной и подлежит удовлетворению, то судебного пристава, по чьей вине произошли события, ждёт наказание. В течение пяти дней с момента принятия решения, заявителю направляется его копия, она должна содержать описание действий, которые были приняты после изучения жалобы.
Стоит напомнить, что пожаловаться можно также устно. Это можно сделать непосредственно в часы и дни приёма граждан отделом ФССП. Обращаться стоит к начальнику отдела или его заместителю. Жалоба со слов гражданина заносится в карточку приёма. Ответ на устное обращение может быть дан устно непосредственно во время приёма или позже в письменной форме. Второй вариант актуален при необходимости разбирательства, установлении фактов.