Классификация медицинских отходов и общие требования по обращению с ними

Отходы, образуемые в результате жизнедеятельности человечества – это «бич» современности и одна из самых актуальных проблем мирового масштаба. Медицинские отходы занимают существенное место в вопросе глобальности и проблематичности процесса обращения с отходами, так как значительная часть медицинских отходов представляет существенную угрозу для человечества и окружающей среды. Этот факт волнует мировое сообщество не один десяток последних лет. Так, еще в далеком 1979 г. ВОЗ отнесла медицинские отходы к группе особо опасных отходов, так как они несут в себе инфекционную, химическую или радиоактивную угрозу, способны массово отравлять людей и загрязнять экологию в долгосрочной перспективе. Уже в то время ВОЗ активно агитировала и призывала к созданию специализированных организаций по уничтожению и переработке медицинских отходов. В том же году ВОЗ поставила перед мировым сообществом вопрос о необходимости классификации медицинских отходов в зависимости от степени причиняемого ими вреда с целью их правильного сбора и дальнейшего хранения, и утилизации, так как факт того, что данный вид отходов является опасным для общества, уже тогда был очевиден.

Позже, в 1989 г. был принят международный документ – «Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», который вступил в силу в 1992 г., где подписавшиеся страны, ратифицировавшие этот документ, обязались не принимать и не вывозить опасные отходы через границы других государств, а также согласились организовать их безопасную утилизацию. Россия также ратифицировала в 1994 г. данную конвенцию. Примечательным в данной конвенции является то, что вторым пунктом в классификации опасных отходов (после радиоактивных) значатся отходы из медицинских учреждений.

Собственный национальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы обращения медицинских отходов, в России появился в 1999 г. путем утверждения СанПиНа 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», в котором медицинские отходы были классифицированы в зависимости от классов опасности. Данный документ в настоящее время утратил свою силу, так как на его замену пришел новый актуализированный СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (вместе с «СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»), утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее СанПиН 2.1.7.2790-100). Указанные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее — медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Медицинские отходы могут нести в себе различного вида риски как для санитарно-эпидемиологического благополучия людей, так и для окружающей среды. Среди факторов потенциальной опасности медицинских отходов для персонала медицинской организации (далее МО), населения и окружающей среды выделяют следующие виды рисков:

  • риск инфекционного заражения при контакте с инфицированным материалом, оказавшимся в составе отходов, особенно при нарушении целостности кожных покровов (ранения острыми инфицированными предметами);
  • риск физического поражения, связанный с повреждениями кожных покровов и слизистых оболочек острыми предметами;
  • риск токсического поражения связан с выполнением операций по химической дезинфекции больничных отходов, а с контактом с удаляемыми из МО токсичными отходами.
  • риск радиоактивного поражения вследствие контакта с радиоактивными отходами;
  • экологический риск, связанный с поступлением медицинских отходов в окружающую среду и их дальнейшей диссеминацией в воздушной, водной среде и почве.

Важным моментом также является то, что руководитель каждой МО должен четко осознавать, лежащую на нем ответственность за безопасные и безвредные условия труда сотрудников МО путем организации своевременного и соответствующего требованиям действующего законодательства по обращению с такими отходами. В противном случае, неудовлетворительная организация обращения с отходами может привести к заражению медперсонала различными инфекционными заболеваниями. Помимо персонала неправильное обращение с отходами может привести к возникновению инфекционных заболеваний у пациентов.

Требования федерального законодательства к обращению с медицинскими отходами

Сама система обращения различных видов отходов в нашей стране регулируется рядом федеральных законов, основным из которых является Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Нормы данного закона определяют отходы производства и потребления (далее — отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным ФЗ.

Также в ст.1 Федерального закона №89-ФЗ дается определение таким понятиям как:

  • обращение с отходами;
  • размещение отходов;
  • хранение отходов;
  • захоронение отходов;
  • утилизация отходов;
  • обезвреживание отходов.

В силу ст. 22 Федерального закона № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Каждая из стадий обращения с отходами четко регламентирована в федеральном законе №89-ФЗ. В законе содержатся в развернутом виде требования, предъявляемые к каждому этапу процесса обращения отходов. Регулируют ли при этом положения указанного ФЗ отношения, связанные с обращением медицинских отходов, можно понять из п.2 ст. 2 Федерального закона №89-ФЗ, который гласит, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ. Поэтому в настоящее время нормы закона №89-ФЗ не применяются к отношениям в области обращения медицинских отходов. Об этом также указано и в письме Минприроды от 12.02.2015 г. № 12-50/1025 ОГ, в котором обозначено, что действие норм Федерального закона №89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. По мнению Минприроды, если медицинские отходы после соответствующих обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, в отношении таких отходов возможно применение положений Федерального закона № 89 ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды.

При этом стоит отметить, что в СанПиНе 2.1.7.2790-10 содержится перечень терминов и определений, который частично дублирует положения ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (например, Приложение 6 к СанПиНу).

Вместе с тем для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности, Федерального закона № 89 ФЗ) медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды подготавливало и направляла в Роспотребнадзор предложения для внесения изменений в Федеральный закон № 323 ФЗ и СанПиН 2.1.7.2790-10. На сегодняшний день внесения соответствующих поправок в СанПиН не осуществлено. По многим вопросам в отношении обращения медицинских отходов в действующем законодательстве есть значительные правовые пробелы и противоречия.

Классификация медицинских отходов

Отходы производства в рамках федерального законодательства, в частности, все того же Федерального закона 89-ФЗ, классифицируются в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду на:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы.
  • II класс — высокоопасные отходы.
  • III класс — умеренно опасные отходы.
  • IV класс — малоопасные отходы.
  • V класс — практически неопасные отходы.

Эта классификация не распространяется на медицинские отходы, о чем прямо указано не только в Федеральном законе № 89-ФЗ, но и в п. 1.3 раздела I СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.06.2003. Для медицинских отходов законодателем предусмотрена в СанПиНе 2.1.7.2790-10 иная классификация. Так, согласно, п.2.1. раздела II СанПина 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

  • Класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее — ТБО).
  • Класс Б — эпидемиологически опасные отходы.
  • Класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
  • Класс Г — токсикологически опасные отходы 1 — 4 классов опасности.
  • Класс Д — радиоактивные отходы.

Также в указанном пункте СанПина 2.1.7.2790-10 приведена таблица 1, в которой обозначены данные классы опасности медицинских отходов с описанием их морфологического состава. Например, самый неопасный вид медицинских отходов класса А включает в себя отходы, которые не имеют контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Это могут быть, например, канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и т.д. К этому классу также законодателем отнесены пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических. То есть состав таких отходов приближен к составу обычных ТБО.

С отходами класса А и их морфологическим составом все предельно понятно. Рассмотрим, какие виды отходов законодатель отнес к классу опасности Б. Так, согласно данным все той же таблицы 1, медицинские отходы класса Б, так называемые чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, включают в себя:

  • инфицированные и потенциально инфицированные отходы;
  • материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями;
  • патологоанатомические отходы;
  • органические операционные отходы (органы, ткани и т.д.);
  • пищевые отходы из инфекционных отделений;
  • отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности;
  • биологические отходы вивариев;
  • живые вакцины, непригодные к использованию.

К отходам класса В относятся материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории, а также отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 — 2 групп патогенности.

Токсикологически опасные медицинские отходы класса Г состоят из лекарственных (в том числе цитостатики), диагностических, дезинфицирующих средств, не подлежащих использованию, ртутьсодержащих предметов, приборов и оборудования, а также отходов сырья и продукции фармацевтических производств, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие. Интересно заметить, что законодатель прямо указал, что классификация по классам опасности отходов производства и потребления не распространяется на медицинские отходы (п 1.3 раздела I СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. и Федеральный закон № 89-ФЗ) и в то же время в отношении медицинских отходов класса Г в таблице 1 идет указание, что их группировка и отнесение к токсикологически опасным отходам произведено в соответствии с СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7.

К медицинским отходам класса Д законодатель отнес все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности, т.е. отходы класса Д – это радиоактивные отходы, в связи с чем они представляют наибольшую угрозу для окружающей среды и благополучия людей.

Важно отметить, что нормы п.2.2. раздела II СанПиНа 2.1.7.2790-10 позволяют отходы классов Б и В накапливать, временно хранить, транспортировать, уничтожать и захоранивать совместно с отходами класса А. Для этого необходимо выполнить установленное СанПиНом 2.1.7.2790-10 условие, в частности, произвести обеззараживание отходов класса Б и В аппаратным способом с применением физических методов и изменения их внешнего вида, исключающих возможность их повторного применения. При этом упаковка обеззараженных медицинских отходов классов Б и В должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

Руководители всех без исключения МО должны разрабатывать и утверждать схему сбора и утилизации медицинских отходов всех классов опасности, в которой будут определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Такая схема должна содержать информацию о потребности расходных материалов, сведения о помещении, где будут храниться медицинские расходы, краткое описание порядка сбора и первичной дезинфекционной обработки медицинских отходов, информацию о имеющихся договорах со специализированными организациями, оказывающими на основании соответствующей лицензии услуги по сбору и транспортировке медицинских отходов класса Б и В к месту утилизации и другая необходимая информация. Также в указанную схему включается инструкция по обращению с отходами (для спе¬циалиста, ответственного за сбор и утилизацию от¬ходов), инструкция для медицинского и обслуживаю¬щего персонала подразделений учреждения по сбору и первичной дезинфекции медицинских отходов.

Требования к сбору, хранению и транспортировке отходов класса А

Пункт 3.1. раздела III СанПиНа 2.1.7.2790-10 гласит, что система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать такие этапы как:

  • сбор отходов внутри МО;
  • перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории МО, образующей данные отходы;
  • обеззараживание/обезвреживание;
  • транспортирование отходов с территории МО, образующей отходы;
  • захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Остановимся более подробно на требованиях, которые СанПиН 2.1.7.2790-10 предъявляет к обращению с медицинскими отходами класса А. Так, в п. 4.6. раздела IV СанПиНа 2.1.7.2790-10 установлено правило по сбору непосредственно медицинских отходов класса А. В частности, необходимо осуществлять сбор отходов класса А в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, при этом цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного.

Необходимо одноразовые пакеты располагать на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров, а емкости для сбора отходов и тележки необходимо промаркировать следующим образом: «Отходы. Класс А».

Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении).

Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. В каждой конкретной МО определяется порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары, который закреплен в схеме обращения отходов МО.

Очень часто бывает, что основанием для привлечения надзорным органом к административной ответственности выступает именно отсутствие условий для мытья и обеззараживания многоразовой тары для сбора и хранения мусора (п.4.6 СанПиН 2.1.7.2790-10), либо отсутствие в тексте договора со сторонней организацией, осуществляющей сбор, транспортирование и обезвреживание медицинских отходов, пункта о проведении обязательной регулярной мойки и дезинфекции многоразовой оборотной тары и транспортных средств. Так же стоит отметить, что мойка и дезинфекция оборотных контейнеров должна производиться после каждого их опорожнения.

Что касается выброса отходов класса А в систему канализации, то п. 4.7 раздела IV СанПина 2.1.7.2790-10 устанавливает, что в случае, когда в МО выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в общегородскую систему канализации, предпочтительной системой удаления отходов пищевого сырья и готовой пищи от пищеблоков и буфетов, относящихся к медицинским отходам класса А, является сброс пищевых отходов в систему городской канализации путем оснащения внутренней канализации измельчителями пищевых отходов (диспоузерами). При невозможности сброса пищевых отходов в канализацию сбор пищевых отходов осуществляется раздельно от других отходов класса А в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, установленные в помещениях пищеблоков, столовых и буфетных. Дальнейшее транспортирование пищевых отходов производится в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной МО.

Пищевые отходы, предназначенные к вывозу для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов, должны помещаться для временного хранения в многоразовые контейнеры в одноразовой упаковке.

Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов. Пищевые отходы (кроме отходов палатных отделений инфекционного, в том числе кожно-венерологического и туберкулезного профиля, специальных санаториев по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями) допускается использовать в сельском хозяйстве в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В пунктах 4.8-4.9 раздела IV СанПиНа 2.1.7.2790-10 также указаны требования к сбору отходов класса А. Так, в частности, п. 4.8 раздела IV СанПиНа 2.1.7.2790-10 устанавливает, что отходы класса А, кроме пищевых, могут удаляться из структурных подразделений с помощью мусоропровода или пневмотранспорта, но при этом запрещается сбрасывать в такой мусоропровод предметы, способные привести к засору (механическому перекрытию) ствола мусоропровода.

Сброс отходов в мусоропровод должен осуществляться в упакованном виде.

Конструкция, материалы и устройство мусоропроводов и пневмотранспорта должны обеспечивать возможность проведения их чистки, мойки, дезинфекции и механизированного удаления отходов из мусоросборных камер, которые оборудуются контейнерами, подводкой воды и канализационным трапом. Запрещается сброс отходов из мусоропровода (пневмотранспорта) непосредственно на пол мусороприемной камеры.

В любой МО запас контейнеров для мусороприемной камеры должен быть обеспечен не менее чем на одни сутки. Очистка контейнеров должна осуществляться в следующем порядке:

  • контейнеры моются после каждого опорожнения;
  • дезинфицируются контейнеры — не реже 1 раза в неделю;
  • чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусоросборных камер проводится еженедельно;
  • профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводится не реже 1 раза в месяц;
  • дератизация производится по мере необходимости.

Что касается крупногабаритных отходов класса А, то нормы п. 4.9 раздела IV СанПиНа 2.1.7.2790-10 предписывают собирать их в специальные бункеры для крупногабаритных отходов. Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции перед их помещением в накопительный бункер.

Количество времени, отпускаемого на сбор отходов в местах их образования, определен в п. 6.1. раздела VI СанПиНа 2.1.7.2790-10, который допускает его осуществление в течение рабочей смены, а при использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария — в течение 3-х суток.

Хранение контейнеров для отходов класса А допускается на специальной огороженной площадке, при этом ее расположение должно быть на расстоянии не менее, чем в 25 метрах от лечебных корпусов и пищеблока на территории хозяйственной зоны и иметь твердое покрытие. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны (п. 6.5 раздела VI СанПиНа 2.1.7.2790-10).

Пункты 7.1.-7.3 раздела VII СанПиНа 2.1.7.2790-10 устанавливают требования для транспортировки отходов класса А. В пункте 7.1 указано, что транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Иными словами, в этом пункте в вопросе регулирования транспортировке отходов опять идет отсылка к Федеральному закону №89-ФЗ, который в свою очередь, указывает нам обратное, а именно, что его нормы не распространяются на сферу обращения медицинских отходов.

Более того, Минприроды России, Росприроднадзор и сам Роспотребнадзор как орган, осуществляющий надзор за соблюдение требований СанПина 2.1.7.2790-10, неоднократно подтверждали позицию о том, что обращение с медицинскими отходами не входит в предмет регулирования Федерального закона № 89-ФЗ. Получается, что вопрос транспортировки медицинских отходов не урегулирован законодателем, за исключением того, что в п. 7.2 раздела VII СанПиНа 2.1.7.2790-10 указано на возможность при транспортировании отходов класса А применять транспорт, используемый для перевозки твердых бытовых отходов, а в п. 7.3 раздела VII СанПиНа 2.1.7.2790-10 установлена обязанность организаций, осуществляющая транспортирование отходов, подвергать контейнеры для транспортировки отходов класса А мытью и дезинфекции не реже 1 раза в неделю.

Обобщая требования СанПиНа 2.1.7.2790-10 к сбору отходов класса А, можно кратко резюмировать эти требования следующим образом:

  • на каждом рабочем месте в МО перед началом оказания медицинских услуг пациентам закрепляется одноразовый пакет на многоразовый сборник или специальную тележку, в которые укладывают мягкие отходы, остальные отходы необходимо размещать в твердых контейнерах с крышками;
  • наполненные пакеты герметизируют, из¬влекаются из сборников и загружаются в пакет для бы¬товых отходов. Затем они транспортируются к месту установки контейнера, предназначенного для сбора отходов класса А.
  • дезинфекция многоразовых сборников или спецтележек подразумевает их обтирание ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
  • крупногабаритные отходы данного класса со¬бирают в специальные бункеры, предназначенные для этих целей. Поверхности и агрегаты крупнога¬баритных отходов, контактировавших с инфицирующим материалом или больными, подвергают обяза¬тельной дезинфекции.

Существующая на сегодняшний день статистика по наиболее часто встречающимся нарушениям требований СанПиН 2.1.7.2790-10, указывает на типичные ошибки и упущения ответственных лиц и непосредственных исполнителей, зафиксированные в результате плановой или внеплановой проверки контролирующих органов, которые сводятся к следующим административным правонарушениям:

  • смешение отходов разных классов на этапах хранения и транспортирования (п.3.3 СанПиН 2.1.7.2790-10);
  • отсутствие (недостаточное обеспечение) необходимого оборудования для сбора и перемещения медицинских отходов (тележки, стойки-тележки, многоразовые оборотные контейнеры, одноразовая упаковочная тара, пакеты, бирки-стяжки и т.д.) (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10);
  • отсутствие (нерегулярное ведение) учета образующихся отходов в местах их образования (п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10);
  • несоблюдение сроков (отсутствие) обучения персонала правилам безопасного обращения с отходами (п.4.3 СанПиН 2.1.7.2790-10).

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом правонарушением считается не только неправильное действие, но и бездействие, которое привело к эпидемии, причинению вреда здоровью или экологии.

Проблемы правового регулирования сферы обращения с медицинскими отходами

Проблема обращения медицинских отходов сводится не только к их опасности и рискам распространения инфекционных заболеваний или нанесения урона экологии. Проблема сферы обращения указанного вида отходов кроется еще в том, что процедуры их транспортировки и утилизации не урегулированы нормами действующего законодательства. Соответствующими правовыми актами не установлены требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов медицинских отходов, разработки проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении медицинских отходов. Все эти требования установлены для отходов производства и потребления, но как мы помним, эти нормы согласно указаниям Федерального закона 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы. Проблема наиболее актуализировалась, когда встал вопрос о правомерности взимания с МО платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов МО.

Как уже отмечалось ранее, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора. В прошлом году Роспотребнадзор сделал очередную попытку урегулировать данный вопрос на правовом уровне, для чего Главным государственным санитарным врачом РФ было утверждено Постановление от 14.03.2019 № 3 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Данный правовой акт был направлен в Министерство юстиции для его регистрации, но дальнейшая его судьба осталась неизвестна, а, следовательно, и проблема правового регулирования вопроса утилизации медицинских отходов не решена.

Судебная практика в вопросе взимания платы за негативное воздействие медицинских отходов на окружающую среду также неоднозначна. Например, по делу № 15АП-15113/16 от 05.12.2016 г. Пятнадцатый апелляционный Арбитражный суд обязал МО оплатить долг за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (нюанс данного дела заключался в том, что МО подтвердила свою задолженность, предоставив соответствующий расчет в территориальный орган Роспотребнадзора).

Если брать во внимание иную судебную практику, то она чаще всего сводится к тому, что в целом, МО не освобождается от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как в результате деятельности МО могут образовываться не только медицинские отходы, а также и отходы производства и потребления, за которые МО обязана вносить плату. Поэтому медицинские отходы необходимо обозначать конкретно как медицинские, тогда обязанности платы за негативное воздействие на окружающую среду не возникнет у МО (постановлении Второго ААС от 24.06.2016 № 02АП-2265/16).

В то же время есть и решения АС, которые указывают на то, что никакие виды отходов МО не освобождаются от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 № 13АП-18681/17).

Заключительные положения

Как уже было озвучено в начале настоящей статьи, медицинские отходы с каждым годом представляют собой все большую и большую эпидемиологическую и экологическую угрозу. В отношении сбора и хранения медицинских отходов, в том числе отходов класса А, санитарное законодательство в целом понятно и, казалось бы, вопросов нет. В СанПиНе есть четкие требования к процедуре обращения с такими отходами. Если качественно и своевременно обеспечивать соблюдения действующих санитарных норм и правил при проведении работ по сбору и хранению медицинских отходов, то это по-зволит МО предупредить инфицирование персонала и рас¬пространение инфекционных заболеваний среди населения, а также избежать мер административного воздействия при проведении контрольных проверок, организуе¬мых контрольно-надзорным органом в лице Роспотребнадзора.

Самое печальное, что в настоящее время в законодательной базе в отношении утилизации медицинских отходов образовался большой пробел, так же обязанность по контролю за утилизацией таких отходов не возложена ни на один контроль-надзорный орган (что не мешает многим из надзорных органов — Роспотребнадзору, Росприроднадзору, Ростехнадзору и т.д., приписывать подобные полномочия себе и находить реальные или вымышленные нарушения).

На практике получается, что после покидания территории больницы медицинские отходы оказываются вне зоны её юрисдикции, тогда как во время нахождения их на территории больницы должны выполняться жесточайшие требования по их обращению. Другими словами, по мнению законодателя – медицинские отходы, находящиеся на территории МО – это отходы опасные, а как только их вывезли за пределы МО, опасности они не представляют. Такое мнение видится ошибочным. Ведь пока в национальном законодательстве не сложится однозначного и конкретного отношения к утилизации медицинских отходов, пациенты и медицинские работники будут находится в зоне риска причинения вреда здоровью или даже жизни, поэтому организация правильной утилизации медицинских отходов остается пока на совести руководителя каждой МО.

Особенно проблема обращения медицинских отходов остро стоит в текущем году, т.к. и здесь эпидемия коронавирусной инфекции повлекла за собой ряд негативных последствий. Для примера, стоит указать на тот факт, что специализирующиеся на лечении коронавирусной инфекции МО производят за несколько дней годовую норму медицинских отходов. Это колоссальная нагрузка не только на медицинских работников, систему утилизации отходов, но и на всю экосистему планеты в целом. Не зря экологи уже на протяжении последних лет настаивают на изменении СанПиНов и, соответственно, на изменении порядка утилизации медицинских отходов. Сложности вызваны еще и тем, что вопрос утилизации разных видов медицинских отходов регулируется разными нормативно-правовыми актами. Особенно много трудностей вызывает вопрос утилизации медицинской техники, т.к. часть ряда аппаратов являются источниками ионизирующего излучения (и к ним применяются нормы атомной промышленности), почти все приборы в тех или иных количествах содержат драгметаллы. И к каждому из этих подпунктов применяются свои нормы и правила. Один и тот же медприбор в результате должен утилизироваться несколькими компаниями. На практике, руководство МО нередко принимает решение сдать такую технику обычной организации по вывозу ТБО.

Возможно введение лицензии на вывоз именно медицинских отходов и создание прозрачной системы отслеживания грузов позволит решить проблему утилизации медицинских отходов, главное, чтобы у МО после таких нововведений осталась финансовая возможность оплачивать услуги специализированным лицензированным организациям по вывозу особо опасных отходов, к которым относится большая часть медицинских отходов. Этот фактор тоже следует принимать во внимание. Нужно понимать, что многие проблемы в сфере утилизации медицинских отходов обусловлены скудными финансовыми возможностями медицинских организаций, что требует своего решения.

 

Полезные ресурсы

© 2022 ГКУ «ГосЮрБюро Пензенской области»